Фото Reuters
В субботу на берегу Босфора состоялась первая за 15 месяцев прямая встреча представителей Ирана и «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе. Возобновление переговоров дает шанс на политическое урегулирование проблемы.
Встреча в Стамбуле прошла на фоне усиливающихся трений между Ираном и странами Запада, которые подозревают Тегеран в стремлении создать ядерное оружие под прикрытием мирной атомной программы. Поэтому ее центральными темами стали возможность всеобъемлющего политико-дипломатического урегулирования иранской ядерной программы и восстановление доверия международного сообщества к ее мирному характеру.
Делегации сторон возглавляли секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Во встрече также принимали участие политдиректора «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция), в том числе замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Наблюдатели отмечают, что субботние переговоры «полностью отличались» от состоявшейся в январе 2011 года встречи, которая завершилась ничем. «Мы договорились, что дальнейшая работа с Ираном должна продолжаться на основе Договора о нераспространении ядерного оружия, – отметила Эштон. – Также мы признаем право Ирана на развитие мирной ядерной энергетики».
Кроме того, стороны подтвердили готовность придать возобновившемуся диалогу устойчивое развитие на основе принципов поэтапности и взаимности. О сути такого подхода журналистам, среди которых был корреспондент «НГ», рассказал по дороге из Вашингтона в Москву министр иностранных дел Сергей Лавров.
«Иранские переговорщики заявили накануне стамбульской встречи с «шестеркой», что у них будут новые инициативы для того, чтобы урегулировать всю эту ситуацию, – сказал министр. – Это неплохой подход, потому что и у России, и у американцев есть конкретные предложения – как двигаться поэтапно и на условиях взаимности». Поэтапный план подразумевает «действие за действие, то есть Иран делает шаг, и мы («шестерка». – «НГ») делаем шаг навстречу иранским озабоченностям».
Иран, согласно сообщениям из Стамбула, предложил обменивать обогащенный уран на произведенное за границей топливо для атомных электростанций. То есть обогащенный до 3,5% уран Иран готов обменивать на топливные стержни российского или французского производства, а обогащенный до 20% – самостоятельно перерабатывать в топливо под контролем МАГАТЭ. Следующий раунд переговоров пройдет 23 мая в Багдаде.