В ходе официальной кампании все кандидаты находятся в равных условиях.
Фото Jeff Pachoud/AFP
За две недели до первого тура во Франции стартовала официальная кампания по выборам главы государства. Теперь все 10 кандидатов находятся в равных условиях: эфирное время определено с точностью до секунды, размер агитационных афиш – до миллиметра, вес программных буклетов – до грамма. Еще есть время переубедить тех, кто не определился или намерен воздержаться. Таковых еще более трети, поэтому сюрпризы исключать не приходится.
Если верить опросу, появившемуся вчера во французской печати, то в первом туре по-прежнему лидирует действующий президент Франции Николя Саркози (28,5%), от которого кандидат-социалист Франсуа Олланд отстает на полтора процента. Что касается второго тура, то разрыв между конкурентами незначительно сократился (на 1%), однако Олланд, по прогнозам, должен опередить Саркози, получив 53%. На третьем месте уверенно держится лидер Национального фронта Марин Ле Пен (16,5%).
Газете Figaro Ле Пен заявила, что в случае выхода во второй тур Саркози и Олланда, как предрекают опросы, она не поддержит ни одного, ни другого. Ле Пен называет себя «антисистемным» кандидатом и подчеркивает отсутствие принципиальных различий между двумя партиями мейнстрима.
Во вторник на ленте российского агентства Интерфакс появилось эксклюзивное интервью Ле Пен, в котором она высказалась за то, чтобы Россия и Франция противостояли индустриальному буму в азиатских странах путем развития собственной промышленности и более тесного сотрудничества в этой сфере, примером которого является решение поставить России вертолетоносцы типа «Мистраль».
«Если меня изберут президентом, темпы такого рода сотрудничества будут ускорены в рамках настоящего стратегического партнерства в промышленной сфере. Именно такого рода партнерство я предложу Москве», – пообещала Ле Пен.
Тем временем Саркози, который в четверг представил свою предвыборную программу, изложенную в форме «письма французскому народу» (как в 1988 году это уже делал Франсуа Миттеран), наметил очередной «вброс» предвыборных обещаний на ближайшее воскресенье, для чего выбрал площадь Согласия в Париже.
Это место весьма символично: именно здесь 6 мая 2007 года Саркози провел праздничный митинг в честь своей победы. Произошло это сразу после торжественного ужина в роскошном ресторане Fouquet’s на Елисейских Полях, где нового президента поздравляли известные представители бизнеса, СМИ, богемных и политических кругов. Эта история имела широкий общественный резонанс и стала символом дружбы – как полагают, небескорыстной – между Саркози и крупным капиталом.
Так впервые дала о себе знать ахиллесова пята народного избранника, на которую Олланд изо всех сил пытается надавить своим знаменитым слоганом: «Я не люблю богатых». Эта нелюбовь так сильна, что социалист обещает установить верхнюю планку налогообложения на уровне 75%, чем может заставить тех самых «богатых» просто бежать в Швейцарию.
Однако такие радикальные меры сегодня по вкусу рядовому избирателю, чем и обусловлена неожиданная популярность троцкиста, кандидата от «Левого фронта» Жан-Люка Меланшона, который восхищается Уго Чавесом и называет США «первой проблемой мира». Его успех заставил председателя Французской компартии, бывшего главного редактора газеты L’Humanite Пьера Лорана радостно воскликнуть: «Красный цвет снова в моде».
Однако не стоит забывать, что моду в политической жизни Франции задает исключительно кризис в еврозоне. «Если бы кризис здесь давал знать о себе сильнее, как в Испании, то у господина Меланшона было бы сейчас 25% голосов», – утверждает историк и эксперт по левым политическим силам Стефан Куртуа. В соответствии с опросом, опубликованным в Figaro, 40% французов уверены: ни Саркози, ни Олланд не способны вывести страну из кризиса. А 39% французов на прошлой неделе вообще заявили: предвыборная кампания им малоинтересна.