В конце недели в колумбийском городе Картахена-де-Индиас состоится Саммит Америк. Лидеры крупнейших стран континента – США и Бразилии – обменялись вчера в Белом доме своими взглядами по повестке дня предстоящей встречи, а также по основным проблемам двустороннего сотрудничества.
Президент Бразилии Дилма Руссефф прибыла в Вашингтон в сопровождении внушительной группы дипломатов и предпринимателей. Цель ее первого официального визита в США – вдохнуть жизнь в декларации, сделанные президентом Бараком Обамой во время его прошлогодней поездки в Бразилию. Речь идет об обещании возвести Бразилию в разряд восходящих держав. Гигантские размеры, природные богатства и экономический потенциал всегда заставляли бразильцев верить в особую роль своей страны в Южной Америке. Теперь они уповают на возможность становления ее в качестве новой глобальной державы.
Бразилия желает стать одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН и пытается заручиться поддержкой США в этом вопросе. Вашингтон уже поддержал аналогичную заявку Индии, но с Бразилией пока предпочитает объясняться по этому поводу общими фразами.
Нынешние отношения Бразилиа и Вашингтона можно охарактеризовать как «согласие не соглашаться». Завершая свой второй президентский срок, предшественник Руссефф Инасио Лула да Силва назвал латиноамериканский курс Обамы провальным. Но Руссефф дала Вашингтону понять, что двери для продуктивного диалога с ним открыты, и даже возобновила переговоры о перевооружении бразильских ВВС. Впрочем, кому достанется 30-миллиардный контракт на поставку в Бразилию истребителей – США или Франции, – после вчерашних переговоров в Белом доме ясно не стало.
Зато стало ясно, что ожидать зарождения в Западном полушарии оси Бразилиа–Вашингтон, а тем более отказа Бразилии от самостоятельного курса в регионе и мире не приходится. Руссефф не скрывала наличия серьезных противоречий с США в торгово-экономической области. Подписание соглашения о свободной торговле, а также идея создания так называемого этанолового альянса откладывается на неопределенный срок. Американский рынок по-прежнему закрыт для бразильских биотоплива, апельсинового сока, курятины.
Стороны согласились, что перспективной сферой их сотрудничества может стать энергетика. Бразилия располагает крупными месторождениями нефти, а также активно использует альтернативные источники энергии, к чему призывает и Обама. Если до недавнего времени считалось, что нефтяные запасы Бразилии относительно скромны, то теперь они оцениваются в 64 млрд. баррелей. Если эти предположения оправдаются, то Бразилия может стать одним из самых крупных производителей и экспортеров нефти в мире. Но из-за сверхглубокого залегания на морском дне для ее добычи потребуются крупные инвестиции. Поэтому Руссефф пригласила американцев вкладывать средства в нефтедобычу и другие отрасли. Сейчас инвесторы из США обеспечивают примерно 17% притока капиталовложений в экономику Бразилии.
«США смотрят на Бразилию, возможно, так же, как они в свое время смотрели на Францию внутри НАТО, – сказал «НГ» заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов. – Обе страны говорят о партнерстве, общности интересов и целей. Но на самом деле у каждой страны свои интересы, каждая идет своим путем. И это вполне логично, если Бразилия не хочет отказаться от взятого ею курса восходящей державы».
Поскольку на саммите в Колумбии должна быть затронута ситуация вокруг Ирана и Сирии, Обама обратился к Руссефф с просьбой поддержать санкции против этих стран. Официальная же позиция Бразилии заключается в необходимости переговоров по ядерной проблеме Ирана без жесткого давления на него. Не говоря уже о каком бы то ни было военном вмешательстве.
Еще более полярными оказались позиции сторон по кубинскому вопросу. Накануне поездки в Вашингтон Руссефф прямо заявила, что предстоящий Саммит Америк станет последней встречей лидеров континента без участия руководителей Кубы.
В чем Руссефф и Обама проявили единство, так это в необходимости развернуть еще более активную борьбу с наркотрафиком. Об этом они заявили, принимая во внимание, что некоторые страны на Саммите Америк намерены поднять вопрос о легализации наркотиков.
По словам хозяина встречи президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса, с таким предложением обратился к нему президент Гватемалы Отто Перес Молина. Свои соображения на этот счет Перес Молина опубликовал в воскресенье в британской прессе. Создание регулируемого государством рынка наркотиков по аналогии с рынками табака и алкоголя могло бы стать альтернативой провальной стратегии войны с наркотиками, которая себя дискредитировала. Для Гватемалы как транзита для южноамериканского кокаина эта тема важна. По официальным данным, на почве наркотиков там ежедневно совершается 16 убийств.
Поясняя свою позицию, Перес Молина отметил, что производство, потребление и перевозка наркотиков должны контролироваться государством. Это означает, что их оборот становится легальным, но в жестких правовых рамках и условиях. «Чрезмерное употребление наркотиков, как в случае с алкоголем и табаком, должно рассматриваться как проблема здоровья, а не уголовного наказания», – считает он.
Негативная позиция США по вопросу возможности легализации наркотиков остается непреклонной. Так же считает и большинство латиноамериканских стран. Ранее с предложением легализации коки, из которой делают кокаин, выступил президент Боливии Эво Моралес. Он призвал ООН исключить коку из Венской конвенции 1961 года и включить в список запрещенных психотропных веществ пасту коки.