Подписание Берлином и Берном соглашения по проблеме налогообложения скрываемых от немецкого фиска вкладов граждан ФРГ в швейцарских банках, состоявшееся в конце прошлой недели, не поставило точки в этом остром вопросе. Документ подлежит утверждению в германском Бундесрате, но оппозиция в лице социал-демократов и «зеленых» грозит не пропустить его через палату федеральных земель. Вступление в силу соглашения 1 января 2013 года повисает в воздухе.
Особую скандальность немецко-швейцарскому «налоговому конфликту» придало требование прокуратуры альпийской республики об аресте трех немецких чиновников, осуществлявших в Швейцарии незаконные операции по скупке сведений о клиентах ее финансовых институтов (см. «НГ» от 04.04.12). Для немецкого фиска это вопрос ценою в 130–180 млрд. евро, которые, как полагают, скрыты от налогообложения немецкими вкладчиками в сейфах швейцарских банков. Но швейцарское требование ареста в Германии восприняли как вызов. В ответ раздались раздраженные комментарии СМИ, а также заявления парламентариев и чиновников, причем независимо от партийной принадлежности.
Из них преимущественно следовало, что по немецким законам заниматься таким сыском у альпийского соседа допустимо. Власти земли Северный Рейн-Вестфалия (СРВ) объявили, что продолжат такую практику. А Министерство юстиции этого крупнейшего региона ФРГ предложило обеспечить дипломатическими паспортами неприкосновенность этих секретных финагентов на случай объявления их в международный розыск.
Атмосфера накалялась и грозила перейти уже из межгосударственных фискальных споров в политическую проблему. Для правительства Ангелы Меркель вырастала перспектива невыгодного столкновения с оппозицией на пороге майских выборов как раз в СРВ. Видимо, не без давления на Берн Берлин, очевидно, решил разрубить этот узел, форсировав подписание соглашения, которое было готово вчерне еще в ноябре прошлого года. При этом 5 апреля был представлен его «улучшенный вариант».
Последний заключался в том, что швейцарская сторона соглашалась поднять наивысший уровень взимания единовременного налога на скрытые в ее банках немецкие денежные активы с первоначальных 34 до 41%. А немецкие наследники владельцев этих счетов должны либо согласиться на 50-процентный сбор, либо открыться немецкому фиску. И наконец Берн не стал возражать против увеличения до 1300 числа немецких запросов по налоговым делам за два года.
Однако расчет федерального правительства на то, что проблему можно будет исключить из актуальной повестки дня, пока не оправдался. Социал-демократы и «зеленые», от голосов которых в Бундесрате немало зависит судьба подписанного соглашения с Швейцарией, категорически отвергают его. Лидер партии Союз90/зеленые Зем Одземир назвал внесенные в него изменения косметическими. Оппозицию возмущает, что в отличие от американо-швейцарских договоренностей немецкое соглашение не требует раскрытия лиц, прячущих свои доходы от фиска. Лидер СДПГ Зигмар Габриэль предупредил, что утвердить подписанное соглашение кабинету Ангелы Меркель не удастся. Он потребовал создания специальной прокуратуры, которая целенаправленно будет заниматься немецкими клиентами швейцарских банков.
Между тем в немецких дискуссиях на эту тему уже поговаривают о том, бегство капиталов от налогов едва ли прекратится. Но адрес, весьма вероятно, изменится: вместо Швейцарии – Сингапур.