Гюнтер Грасс не первый раз становится объектом полемики в обществе.
Фото Reuters
Знаменитый немецкий писатель лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс высказал свою точку зрения на взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке. Он опубликовал стихотворение в прозе с критикой израильских планов нанесения ударов по ядерным объектам Ирана. Оно появилось в среду в мюнхенской Sueddeutsche Zeitung и в переводах – одновременно в американской New York Times, итальянской La Repubblica и испанской El Pais.
Литератор назвал свой политический опус «О чем необходимо сказать». Он счел, что больше нельзя молчать о приготовлениях в Израиле к превентивному удару по Ирану. Грасс видит в них попытку «утвердить право на первый удар, способный уничтожить порабощенный иранский народ, потому что в его стране предполагают создание атомной бомбы». Писатель считает, что с немецких подводных лодок, поставляемых Израилю, можно насылать «всеуничтожающие боеголовки» на страну, у которой «не доказано наличие хотя бы одной атомной бомбы».
«Не угрожает ли ядерная держава Израиль и без того хрупкому всеобщему миру?» Постановку такого вопроса автор считает более чем уместной. Ведь завтра может быть уже поздно. И призывает мировое сообщество взять под «беспрепятственный и постоянный» контроль атомную программу как Тегерана, так и Тель-Авива.
Все это вызвало широкий резонанс в мировых СМИ и особое возбуждение в Германии. Вообще-то литературные или художественные публикации уже не раз вызывали политические бури. Вспомним Салмана Рушди с его «Сатанинскими стихами» или карикатуры датского художника Курта Вестергаарда, подвергшегося угрозам из исламских стран. Но не было столь громких случаев, когда бы объектом критики, да еще с западной стороны, становилась политика Израиля в отношении Ирана, сопровождаемая призывом к установлению контроля над ядерными программами обеих стран. По-видимому, в этом суть дела. Были, правда, менее громкие случаи. Так, недавно лидер СДПГ Зигмар Габриэль во всеуслышание назвал ситуацию в контролируемом израильтянами Хевроне апартеидом, но никакого всплеска эмоций, как по поводу грассовского стиха, не последовало.
Как и ожидал сам 84-летний писатель, ряд немецких изданий и политиков немедленно заговорили об антиизраильских нападках. Телеканал ARD сообщает о «буре возмущения стихотворением Грасса». Писателя обвиняют в том, что он все переворачивает с ног на голову. Ведь, утверждают его критики, «не Израиль, а именно иранский режим аятолл угрожает всеобщему миру». В этом смысле высказались генсек ХДС Херман Гроэ и глава внешнеполитического комитета Бундестага Рупрехт Поленц.
Правительство в эту историю не вмешивается. Его представитель Штеффен Зайберт сделал это изящно, сказав, что наряду со свободой искусства есть и свобода федерального правительства не высказываться по любому поводу.
В газете Welt публицист Генрик Бродер называет писателя «прототипом образованного антисемита». Бушует и Spiegel: «Израиль как поджигатель войны, антисемитизм как аргумент для удара – еще никогда в истории ФРГ столь знаменитый интеллектуал, как Гюнтер Грасс, не выступал против Израиля». В этой связи ему припоминают и другое прерванное молчание, когда он спустя многие послевоенные десятилетия признал, что в 17 лет служил в войсках СС.
Посольство Израиля в Берлине отнесло стихотворение Грасса к антисемитским предрассудкам. А Американский еврейский комитет заявил, что, «считая необходимую политику безопасности Израиля преступлением и беря под защиту подлинных виновников конфликта, Грасс наносит невероятный ущерб германо-израильской дружбе». Но в самом Израиле скандал воспринимается не столь бурно.
И это потому, считает израильский историк, писатель и журналист Том Сегев, что Грасс не открыл израильтянам ничего нового. В стране, говорит он в интервью немецким СМИ, уже много месяцев идет оживленная дискуссия о том, желательно или вообще допустимо морально нападение на Иран. «Есть голоса за, есть против, и я не очень понял, какое молчание разбивается стихотворением Гюнтера Грасса. Во всяком случае, никакого молчания по этой теме в Израиле не наблюдается», – заключает Сегев.
Очевидно, насчет своей страны он прав. Но Грасс, судя по всему, говорит о табуизировании некоторых внешнеполитических тем в своей стране.