Заместитель министра иностранных дел КНДР Ли Ен Хо, находившийся на днях в США для участия в международной конференции, встретился с гуру американской дипломатии Генри Киссинджером и пригласил его посетить КНДР.
Похоже, на корейской шахматной доске затевается авантюрная комбинация: США, не сумевшие склонить Китай на наказание строптивого «изгоя», стараются добиться своего не мытьем, так катаньем – некоторые американские аналитики намекают на возможность установления с КНДР даже чего-то вроде «стратегического партнерства».
Против кого может быть направлено такое партнерство, гадать не приходится. Мнения политических обозревателей и политиков азиатских стран совпадают: «возвращение» США в Азию, равно как и провозглашенное Бараком Обамой «транстихоокеанское партнерство» направлено на недопущение роста влияния Китая в АТР.
Тех, кто все еще относит подобные суждения к «теории заговора», стоит отослать к сенсационному интервью того же Киссинджера американскому изданию Daily Squib. В нем ветеран американской внешней политики поведал, какую судьбу готовят США Китаю и России, не говоря уже о совсем незавидной участи стран Ближнего Востока. Поведал настолько без обиняков, что госсекретарь Хиллари Клинтон сочла необходимым мягко упрекнуть своего предшественника в излишней откровенности.
События двух последних десятилетий дают достаточно свидетельств тому, что и Северная, и Южная Корея – всего лишь пешки на большой шахматной доске американской геополитики. В ХХ веке США разыгрывали партию главным образом против СССР, для чего бывший тогда помощником президента США по национальной безопасности Киссинджер отправился с тайным визитом в Пекин и, надо признать, немало преуспел в реализации названных замыслов, за что и получил позже пост госсекретаря.
Нынешние преемники Киссинджера – деятели меньших масштабов, и повторить похожую комбинацию с Россией, вовлечь ее в антикитайский фронт им явно не по силе. Ставка сделана на перепрограммирование в нужном Вашингтону направлении внешней политики, а также политики в области безопасности и обороны ряда стран по периметру китайских границ.
Одним из наиболее ярких проявлений этого курса стал сенсационный визит Хиллари Клинтон в Мьянму и явно поспешное примирение с режимом, который США на протяжении многих лет числили в списке самых худших в мире по части соблюдения прав человека.
Теперь, похоже, настала очередь «мьянмамизации» КНДР. Ведь внятного объяснения сделки, заключенной в конце февраля США с этой страной, не найти, если не обратиться к более широким геополитическим соображениям. Администрация Обамы до сих пор проводила в отношении Пхеньяна линию «стратегического терпения», сводившуюся к демонстративному отказу от диалога с КНДР и плохо завуалированным попыткам вызвать крах режима.
И вдруг столько обещаний и помощь продовольствием в обмен на то, что северокорейцы с 2009 года и так перестали, по просьбе Китая, делать – проводить новые ядерные испытания и запускать межконтинентальные ракеты. Урановая программа КНДР, по свидетельству допущенного к центрифугам бывшего руководителя Лос-Аламосской лаборатории З.Хеккера, пока что соответствует заявленной мирной цели, а наработка оружейного плутония приостановлена.
Что же касается северокорейцев, которым явно возросшая зависимость от КНР вряд ли по душе, то они, по-видимому, не прочь американцам в чем-то подыграть. Им очень нужна более благоприятная внешняя среда для упрочения позиций нового лидера, празднования политически знаковых юбилеев и решения экономических проблем.
Ставки велики, и поэтому для обеспечения выигрыша мобилизуют фигуры масштаба Киссинджера. Похоже, его миссия в Пхеньяне, если она состоится, будет сродни его почти 40-летней давности поездке в Пекин. Вот только вряд ли он сможет всерьез «развести» китайцев и корейцев: в Пхеньяне сидят «крутые» реалисты – недаром они удерживают власть уже почти 70 лет. А вот заставить Пекин понервничать ему, пожалуй, удастся.
К сожалению, очередное американо-северокорейское перемирие может оказаться плохим сигналом для Ближнего Востока. Если политическое решение об очередной войне в регионе уже принято, то сделкой с КНДР американцы обеспечивают себе международные тылы. Представьте себе, что северокорейцы сочтут вторжение в Иран или Сирию (на что США и тем более Израиль вряд ли получат санкцию Совбеза ООН) подходящим моментом для нового ядерного или ракетного испытания. США, если они наложат вето на осуждение действий Израиля или проигнорируют Совбез, сами начав войну, едва ли смогут заручиться его поддержкой, чтобы осудить Пхеньян. Не в этом ли секрет Полишинеля, объясняющий (помимо китайского досье) причины внезапного решения Вашингтона закрепить статус-кво на Корейском полуострове?