Бо Силай покинул заключительное заседание парламента с гордо поднятой головой.
Фото Liu Jin/AFP
Драма, разыгравшаяся в самом верху китайской вертикали власти. Так наблюдатели оценивают понижение в должности Бо Силая, главы партийной организации громадного города. Политик, возрождавший революционные традиции, пользовался поддержкой левых. Но его амбиции встревожили Политбюро. И оно убрало популиста с ключевого поста.
ЦК Коммунистической партии сместил Бо Силая, секретаря партийной организации Чунцина, 30-миллионного города в Юго-Западном Китае, с его поста. Бо, сын видного деятеля эпохи Мао Цзэдуна, прославился тем, что очищал мегаполис от мафии и продажных чиновников. 13 человек были расстреляны.
О перипетиях этой кампании, которую проводил в жизнь заместитель мэра города, куратор местной полиции, рассказывали ТВ, пресса.
Этого чиновника звали Ван Лицзюнь. Раньше он был всего лишь рядовым сотрудником дорожной полиции. А благодаря покровительству Бо стал символом искоренения преступности.
И вдруг обнаружилось, что беспощадная борьба с ней велась не совсем законными методами. Началось расследование. И тут гонитель мафии дал слабину. Он поехал в ближайший город, где работает консульство США, совещался с его сотрудниками и даже остался там на ночь. Сразу распространились слухи, что хочет получить политическое убежище.
Все же на следующий день Ван покинул консульство. После этого компетентные органы увезли его в Пекин. Такова подоплека события. Но есть и другой аспект, о котором рассказал «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. По его словам, смещение Бо Силая свидетельствует «об обострении борьбы между крайне левыми и так называемыми либералами по вопросу о реформе политической системы. При этом левые опирались на модель Чунцина. Бо вел политическую кампанию под девизом «воспевания красного, побивания черного».
Под красным подразумевалась традиция эпохи Мао Цзэдуна. А черное – это коррупция.
Но линия, которую олицетворял Бо Силай, натолкнулась на противодействие премьер-министра Вэнь Цзябао и той части руководства партии, которая выступает за относительную либерализацию. Вэнь взял верх над Бо и другими хунвэйбинами. Они потерпели поражение.
«Это не финал схватки. Вот характерный факт. Накануне недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей в адрес его постоянного комитета поступило письмо с призывом восстановить статью Конституции, которую убрали из ее текста в 1982 году, то есть через несколько лет после смерти Мао Цзэдуна. Эта статья требовала карать изменников родины. Изменниками левые считают либералов. Так что борьба не закончена. До 18-го съезда партии, намеченного на осень, могут произойти изменения», – заключил эксперт.
Комментаторы в Пекине подчеркивают, что Бо остается в составе Политбюро. Поэтому пока нельзя сказать, окончательно ли он выпал из колоды лидеров. Но несомненно, что этот популист не может больше претендовать на место в высшем руководящем органе партии – постоянном комитете Политбюро, состоящем из девяти человек.