Биньямин Нетаньяху и Барак Обама разошлись во взглядах на иранский атом.
Фото Reuters
Попытка Израиля уговорить США поддержать скорую военную операцию против Ирана натолкнулась на возражения Вашингтона. На встрече в Белом доме в минувший понедельник президент Барак Обама убеждал израильского премьера Биньямина Нетаньяху дать время для воздействия санкций, хотя и не исключил возможности применения «военного варианта».
Главной темой переговоров Обамы и Нетаньяху был вопрос о действиях, направленных на прекращение иранской ядерной программы. До начала встречи источники в окружении Нетаньяху говорили, что израильский премьер попытается добиться от Обамы поддержки израильского удара по иранским ядерным объектам или в крайнем случае обозначения четких красных линий, при пересечении которых Ираном Вашингтон пойдет на военное решение. Похоже, Обама обошел разговор о красных линиях. Информации о содержании переговоров нет, поскольку стороны решили обойтись без публикации коммюнике.
Перед их началом Нетаньяху обратился к Обаме: «В глазах Ирана вы являетесь большим дьяволом, а мы – малым, они не делают различия между нами, и они правы: мы неразделимы. Всем ясно, что на Ближнем Востоке США и Израиль выступают единым фронтом». Он подчеркнул, что Израиль способен защитить себя и имеет право принимать самостоятельные решения, касающиеся безопасности. Обама подтвердил право Израиля на самозащиту и заявил, что его приверженность обеспечению безопасности Израиля «тверда как камень».
Встреча Обамы и Нетаньяху в присутствии советников по национальной безопасности Томаса Донилона и Яакова Амидрора длилась почти два часа. Уже за обеденным столом к ним присоединились госсекретарь Хиллари Клинтон, министр обороны Леон Панетта, глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Мартин Демпси и др.
Как пишет «Гаарец» со ссылкой на источники, близкие к переговорам, Нетаньяху заверил Обаму, что Израиль пока не принял решение об атаке на Иран и согласен на большую координацию действий по иранской тематике. Возможно, это означает, что Израиль заранее известит Белый дом о принятии военного решения.
Однако на самом деле правительство Израиля уже приняло решение атаковать Иран, если в его ядерной программе произойдет существенный прогресс. Об этом написала издающаяся в Нью-Йорке еврейская газета Algemeiner со ссылкой на второй канал израильского ТВ, в свою очередь, ссылающийся на анонимный высокопоставленный источник в американской разведке. Источник подчеркнул, что спор между Обамой и Нетаньяху идет о цене атаки на иранские объекты. Вашингтон предупредил о ее последствиях, включая крах фондового рынка Израиля и гонку вооружений на Ближнем Востоке.
Неудивительно, что на встрече Обама пытался убедить Нетаньяху в том, что у США и Израиля идентичные задачи – предотвратить создание Ираном ядерного оружия. «Еще открыто окно» для мирного разрешения ядерного спора с Тегераном, что, по словам Обамы, предпочтительно и для него самого, и для Нетаньяху. При этом президент США вновь заявил, что не исключает никаких способов воздействия на Иран, включая военные. А проводимая им политика – это не политика сдерживания, а политика, призванная помешать Ирану завладеть ядерным оружием.
Тем не менее в Тель-Авиве опасаются, что ближе к президентским выборам, назначенным на 6 ноября, Обама смягчит воинственную риторику, и это в очередной раз убедит Тегеран в том, что заявления Вашингтона о готовности задействовать силу не следует воспринимать буквально. Похоже, что атмосфера недоверия характерна для отношений американского и израильского лидеров. Вспомним обмен репликами между Обамой и президентом Франции Николя Саркози, подслушанный журналистами на саммите G20 в Каннах. Саркози назвал Нетаньяху лжецом, а Обама ответил: «Он вам, может, надоел, а мне приходится иметь с ним дело каждый день».
Причину, почему Нетаньяху не смог заручиться 100-процентной поддержкой Обамы, пояснила «НГ» главный научный сотрудник Института востоковедения Ирина Звягельская. «Для администрации Обамы огромное значение имеют отношения с арабским миром. В нынешней же ситуации, когда в арабском мире происходят важные сдвиги в результате революций и к власти приходят новые силы, поддержка Америкой Израиля в вопросе удара по Ирану будет рассмотрена как вызов мусульманскому миру. Это достаточно серьезная авантюра, на которую идти Вашингтону нет никакого смысла», – считает эксперт.
Лидеры США и Израиля обсудили в Вашингтоне перспективы переговоров «шестерки» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) с Ираном. По мнению Нетаньяху, следует добиваться, чтобы «ядерный объект по обогащению урана в Фордо был закрыт, а весь уран, обогащенный выше, чем 3,5%, был вывезен из Ирана».
По стечению обстоятельств за несколько часов до переговоров в Вашингтоне по другую сторону Атлантики – в Вене глава МАГАТЭ Юкия Амано на закрытом совещании руководства организации озвучил новые подозрения относительно военных целей иранского атома. С ноября 2011 года Тегеран утроил ежемесячное производство обогащенного до 20% урана. В то время как для работы единственной в Иране АЭС требуется уран, обогащенный до 3,5%.
В этих обстоятельствах вопрос о сроках в иранском вопросе является ключевым. Если, по мнению Израиля, иранские разработки через считаные месяцы станут необратимыми, то США оспаривают эту оценку. Американская разведка, которая 10 лет назад заявляла, что Ирак располагает оружием массового уничтожения, также воздерживается от однозначной оценки ситуации. И вообще, в США выражают недовольство публичной дискуссией, которая ведется в Израиле вокруг иранских разработок и превентивных ударов. Ведь они только идут на пользу Ирану, поднимая цены на нефть, от которых зависит финансирование его ядерной программы.
Ряд экспертов считает, что таким образом Израиль добивается ужесточения санкций. Согласно другой точки зрения, Израиль действительно готов атаковать Иран и намерен это сделать до президентских выборов в США. По мнению же Ирины Звягельской, Израиль не ставит задачу провести широкомасштабную операцию и нанести удар по всем точкам, где так или иначе осуществляется ядерная программа Ирана. «Достаточно применить силу против трех основных предприятий – в Исфагане, Натанзе и Араке, – чтобы надолго отбросить Иран назад в его разработках. При этом в Израиле не надеются, что тем самым навсегда помешают Ирану заниматься ядерными разработками».
Об этом же свидетельствуют и жесткие заявления Нетаньяху, сделанные в ходе выступления на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC). Он сказал, что не позволит поставить под угрозу безопасность еврейского государства и не будет колебаться, если возникнет необходимость нанесения предупреждающего удара по Ирану.
«Как премьер-министр Израиля, я не позволю еврейскому народу жить под нависшей над ним тенью уничтожения», – заявил Нетаньяху. По его словам, израильтяне не могут принять мир, в котором аятоллы располагают атомной бомбой. Времени на решение проблемы становится все меньше, и Израиль устал от ожиданий, пока санкции и дипломатия принесут какие-то результаты.