Избирательная кампания Саркози идет полным ходом.
Фото Reuters
Конституционный совет Франции (КС) отклонил закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи, принятый двумя палатами Национального собрания, но еще не утвержденный президентом. Вызвавший негодование Турции, закон сулил Николя Саркози голоса армянской диаспоры на предстоящих президентских выборах.
В официальном заявлении КС говорится, что закон «представляет собой неконституционное попрание свободы выражения». 23 января парламент Франции проголосовал за выдвинутый правящей партией «Союз в поддержку народного движения» (СПНД) законопроект, предусматривающий уголовное наказание за публичное отрицание любых случаев геноцида, признанных французским законодательством.
К ним относятся Холокост (запрет на отрицание де-факто уже действовал с 1990 года), а также признанный в январе 2001 года геноцид армян в Османской империи в 1915–1917 годах. Нарушителям грозило тюремное заключение на срок до одного года или штраф в 45 тыс. евро.
Планировалось, что Саркози подпишет закон в конце февраля. Помешала позиция группы французских парламентариев, которая созвала КС с целью оспорить соответствие документа национальному законодательству. По словам представителя инициативной группы Жака Миара, закон «нарушает принцип свободы выражения, прописанный в Конституции». Эту точку зрения в результате подтвердили и эксперты Конституционного совета. Кроме того, они заявили о необходимости воздерживаться от законодательного вмешательства в ту область, которая принадлежит историкам.
Закон, в котором прямо не называются какие-либо причастные к геноциду армян стороны, вызвал крайне негативную реакцию Турции, которая рассматривает демарш Парижа как вмешательство в свои внутренние дела. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган обвинил французских законодателей в расизме и подрыве «ключевых европейских ценностей». Он объявил, что отменяет все переговоры с Парижем, французским военным самолетам будет запрещено совершать посадку в Турции, а корабли ВВС не смогут заходить в турецкие порты.
Реакция Анкары на решение КС также последовала незамедлительно. Турецкий МИД «выразил удовлетворение», а его глава Ахмет Давутоглу пообещал восстановить экономические и военные связи с Францией, прерванные в знак протеста против принятия спорного закона.
Его идея много лет обсуждалась во Франции, где проживает весьма внушительная армянская диаспора – примерно 500 тыс. человек. Перед выборами 2007 года Саркози дал обещания армянам поддержать подобную инициативу. Но сдержал их только перед нынешними выборами, назначенными на 22 апреля.
Узнав о решении КС, Саркози тотчас поручил правительству закон доработать. «Президент считает, что отрицание преступлений недопустимо и должно наказываться, – отмечается в коммюнике Елисейского дворца. – Он в ближайшее время встретится с представителями армянского сообщества во Франции. Он поручил правительству подготовить новый текст с учетом решения КС».
«Все поступки Николя Саркози подчинены только одному – победе на президентских выборах, – сказал «НГ» руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории РАН Петр Черкасов. – А она на сегодняшний день представляется весьма проблематичной. Поэтому для достижения главной цели Саркози использует любые шансы – арабскую весну, армянский геноцид и др. Понимая, что решением КС его имиджу и престижу нанесен удар, Саркози приложит все силы, чтобы провести новый закон о криминализации отрицания геноцида».
Однако сделать это будет непросто. Скорее всего Национальное собрание не успеет до окончания нынешних президентских полномочий Саркози принять новый закон, заявила вчера пресс-секретарь правительства Франции Валери Пекресс. Работа парламента закончится 7 марта, затем пройдут президентские и парламентские выборы. Парламент в новом составе соберется лишь 25 июня.
Судя по опросу, проведенному Институтом исследования общественного мнения IFOP, в выборах, пройди они в минувшую пятницу, за Саркози проголосовали бы 26,5% избирателей, а за его главного конкурента – социалиста Франсуа Олланда – 27,5%. За лидера Национального фронта Марин Ле Пен, которая еще недавно имела шансы выйти во второй тур, готовы проголосовать не более 18%. Ну а во втором туре Саркози все равно проигрывает Олланду: ему отдадут голос 44,5%, а его конкуренту – 55,5%.