На этой неделе Сербия получит долгожданный статус кандидата на вступление в Евросоюз. Такое решение было принято главами МИД ЕС в понедельник, вчера его должны были формально утвердить министры по европейским делам. Окончательный вердикт Белграду будет вынесен на саммите ЕС 1–2 марта.
Как заявил глава МИД Франции Ален Жюппе, препятствий для начала переговоров о вступлении Сербии в ЕС не осталось. Слова поддержки в адрес Белграда также произнесли министры внутренних дел Швеции, Бельгии, Чехии, Австрии. Процесс вступления Сербии в ЕС, не предполагающий никакого жесткого графика, может затянуться на несколько лет. Белграду потребуется привести законодательство в соответствие с европейскими требованиями.
Зеленый свет на пути Сербии в единую Европу был включен, так как в минувшую пятницу Белград договорился с Приштиной по двум ключевым вопросам. Во-первых, Косово сможет иметь полноправных представителей на региональных встречах, то есть стать новым дипломатическим игроком в пределах Западных Балкан (бывшей Югославии). Второй пункт касается совместного управления пограничными переходами.
Вместе с тем, по заявлению сербского правительства, Белград «никогда не признает односторонне провозглашенной независимости Косово». Как бы то ни было, теперь Еврокомиссия будет изучать возможность заключить с Приштиной соглашение о стабилизации и ассоциации. Косово, признанное большинством стран ЕС и использующее евро в качестве валюты, тоже мечтает о заветном статусе, к которому вплотную приблизился Белград.
Ранее, для того чтобы начать добиваться кандидатского статуса в ЕС, Сербия по требованию Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге пошла на арест Горана Хаджича и Ратко Младича, обвиняемых в резне в Сребренице в 1995 году.
Как и во многих сегодняшних европейских делах, решающую роль в этом вопросе сыграла Германия. До недавнего времени канцлер Ангела Меркель проявляла сдержанность, особенно в связи с прошлогодними инцидентами на административной косовско-сербской границе, в ходе которых были ранены несколько немецких солдат KFOR (военной миссии под командованием НАТО). Поэтому в декабре по инициативе Германии утверждение сербской кандидатуры отложили. Однако после соглашения с Косово позиция Берлина изменилась.
Немецкое благословение на сделку с Приштиной в Белград привез глава немецкой дипломатии Гидо Вестервелле, нагрянувший с неожиданным визитом в четверг. Вестервелле дал президенту Сербии Борису Тадичу и коллеге Вуку Еремичу ряд успокоительных намеков, заявив, в частности, что «ясная перспектива вступления Сербии в ЕС – в интересах Европы и стабильности в регионе», поэтому «Германия такую перспективу поддерживает».
Поддержка притязаний Сербии поступала на прошлой неделе и от других европейских стран. Накануне визита Вестервелле Австрия, Франция и Италия направили письма верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон с просьбой присвоить Сербии статус кандидата. До последнего момента сомнения оставались только у Литвы, Польши и Румынии.
Несмотря на в целом благоприятную атмосферу, Белград еще предпринимает контрольные дипломатические усилия. В четверг Тадич позвонил Эштон, а понедельник и вторник провел в Брюсселе, где должен был переговорить с ней и с президентом Европейского совета Херманом ван Ромпеем. Вместе с президентом для консультаций прибыли Еремич, глава МВД Сербии Ивица Дачич и министр сельского хозяйства Душан Петрович.