Эта скала стала яблоком раздора между Великобританией и Испанией.
Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон принимал вчера в Лондоне испанского коллегу Мариано Рахоя. В ходе переговоров стороны вернулись к трехвековому спору о статусе Гибралтара. Между тем шотландцы были приятно удивлены, узнав, что границы их территории, которая в недалеком будущем имеет шансы обрести независимость, могут расшириться за счет Страны Басков.
Во время завтрака на Даунинг-стрит, 10, Мариано Рахой не мог не поднять болезненный для Мадрида вопрос о Гибралтаре. Предложив «начать конструктивный диалог» о будущем этой британской колонии на юге Пиренейского полуострова, он всячески намекал, что Испания не отказывается от претензий на Гибралтар – 6,5 кв. км скалистой территории с 30-тысячным населением.
Дэвид Кэмерон парировал: вопрос должен решаться только при участии самих жителей Гибралтара.
Впрочем, ни Испания, ни Великобритания, где правят сейчас консерваторы, не хотят, чтобы многолетний спор осложнил двусторонние отношения. В свое время они даже обсуждали возможность раздела власти над Скалой (так называют Гибралтар, включающий в себя Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, соединяющий ее с Пиренейским полуостровом, где располагается военно-морская база НАТО). Однако на референдуме в 2002 году около 99% населения выразили желание остаться под властью Великобритании. При этом чистокровных англичан в колонии, не считая 800 членов британского гарнизона, не более 2%. Основная часть населения Скалы – этническая смесь потомков испанцев, португальцев и марокканцев.
Мадрид считает, что одна из причин, почему правительство и жители последней колонии в Европе так отчаянно сопротивляются ее передаче Испании, – сохранение офшорной зоны Гибралтара, превратившейся в настоящий налоговый рай. По мнению ОЭСР, офшорный бизнес действительно стал главным источником дохода на Гибралтаре. Там зарегистрированы десятки филиалов европейских банков и множество юридических и консалтинговых фирм, представляющих интересы тысяч компаний, в том числе российских. По некоторым данным, именно через эту налоговую гавань проходит часть убегающих из России миллиардов долларов. Отмывание денег и финансовые махинации идут там полным ходом, и на этот бизнес завязана большая часть населения Гибралтара.
По замыслу Рахоя, повестка дня британо-испанских переговоров по Гибралтару не должна ограничиваться расширением авиа- и морского сотрудничества, борьбой с отмыванием денег, организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией. Пора возвращаться к обсуждению вопроса о статусе Гибралтара, прерванному 10 лет назад. Курировать диалог должны главы МИДов обеих стран. Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Мангайо уже официально представил запрос о статусе Гибралтара посетившему в начале февраля Мадрид британскому министру по делам Европы Дэвиду Лидингтону. А на днях обсуждал проблему с госсекретарем США Хиллари Клинтон, и оба пришли к выводу, что «тема Гибралтара – очень серьезная».
«Проблема Гибралтара – это вопрос, который усложняет испано-британские отношения, – пояснила «НГ» профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД РФ, д.и.н. Наталья Аникеева. – В XX веке Мадрид и Лондон прошли ряд этапов на пути решения этого конфликта, в частности, блокаду Гибралтара Испанией в период франкизма, ведение переговорного процесса и предложение установить совместный испано-британский суверенитет над данной территорией. Продвижением вперед стал трехсторонний Форум по Гибралтару, начавший работу в 2004 году. Он позволил Испании, Великобритании и Гибралтару вместе искать конкретные решения по ряду вопросов, осложняющих жизнь граждан».
Испано-британские отношения на днях дали еще один любопытный крен – баскско-шотландский. В то время как жители Гибралтара комфортно чувствуют себя под началом Лондона, сепаратисты из Страны Басков хотят подчиняться... Эдинбургу. Об этом заявил на карнавале в Бильбао лидер Баскской националистической партии (БНП) Андони Ортусар. «У нас в Стране Басков есть традиция карнавала, и мы использовали ее, чтобы предложить сделать килт частью нашего национального костюма, – сказал он. – Я также отметил в сатирическом ключе, что нам следует аннексировать Страну Басков в пользу Шотландии, потому что они скорее всего, в отличие от нас, получат возможность выбрать свое будущее».
Сейчас в Великобритании активно обсуждается возможный референдум о независимости Шотландии. «Мы немного завидуем шотландцам», – признался Ортусар, одетый шотландским горцем. Глава БНП играл роль наследника знаменитого борца за независимость Шотландии Уильяма Уоллеса по прозвищу Храброе сердце. Как в шутку подчеркнул Ортусар, в отношении килта уже готов законопроект, и, как только он будет принят, ничто не помешает Стране Басков стать частью Шотландии.