Тибетские монахи не приемлют давления власти.
Фото Reuters
Подросток в тибетском монастыре на западе Китая совершил самосожжение. Число тибетцев, прибегших к этой крайней форме протеста за последние 12 месяцев, достигло 23. Премьер-министр КНР Вэнь Цзябао заявил, что такие акции направлены на то, чтобы подорвать стабильность в регионе. Власти обвиняют в подстрекательстве Далай-ламу. Духовный лидер тибетцев сказал, что верующих толкает на отчаянные поступки «китайский культурный геноцид».
18-летний монах по имени Нандрол выкрикнул требование дать независимость Тибету и поджег себя у ворот монастыря в провинции Сычуань. Полиция попыталась увезти тело погибшего, но более тысячи тибетцев, собравшихся на площади, не позволили ей войти в храм. Священнослужители совершили похоронный ритуал по буддистскому канону, передало агентство Reuters.
Трагедия в уезде Арба, в районе западного Китая, где живет много тибетцев, стала еще одним звеном в цепи протестов, к которым прибегают представители этого национального меньшинства. Всего за минувший год было уже 23 таких случая.
Пекин рассматривает самосожжения как небольшой, но потенциально опасный вызов порядкам, установленным им в Тибете. Правительство охарактеризовало людей, совершающих демонстративные самоубийства, как террористов, передают информационные агентства.
Глава правительства КНР Вэнь Цзябао заявил, что такие экстремистские акции нацелены на подрыв стабильности и не пользуются поддержкой населения.
Власти обвиняют во всем организации тибетских эмигрантов, а в первую очередь лично Далай-ламу, несмотря на то что он отказался от полномочий главы тибетского правительства в изгнании. Далай-лама, в свою очередь, говорит, что его единоверцев толкает на отчаянные поступки китайский «культурный геноцид».
Во время поездки в город Дхарамсалу в Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, автору этих строк довелось беседовать с тибетцами, недавно бежавшими из Тибетского автономного района КНР. Они рассказывали, что китайские власти поставили во главе монастырей подконтрольных им священнослужителей и пресекают любые попытки совершать молебны с упоминанием Далай-ламы.
Вывесить в келье его портрет – значит подвергнуться риску ареста. Тибетцы, не принявшие монашеского сана, жаловались на то, что китайские мигранты, наводнившие горный край, получают лучшие рабочие места, превращая коренных жителей городов в маргиналов. Еще одна причина возмущения – невозможность дать детям традиционное тибетское образование; в школе надо обязательно изучать китайский язык.
Организации в Лондоне и других городах на Западе, выступающие за права тибетцев, опасаются, что в преддверии тибетского Нового года, который наступает 22 февраля, произойдут новые публичные самосожжения. Представители этих организаций говорят, что в последние дни силы безопасности установили блокпосты на дорогах в районах, где живут тибетцы. В результате иностранным репортерам невозможно проверить поступающие оттуда сведения.
Во время демонстраций в январе полиция открывала огонь. Семь человек были убиты, десятки ранены, утверждают западные правозащитники. Официальное агентство Синьхуа передало, что стражи порядка стреляли, чтобы защитить себя от толпы, штурмовавшей полицейские участки.