Представители оппозиции сообщают, что танки ежедневно обстреливают ряд районов Хомса.
Фото Reuters
Вчера президент Сирии Башар Асад назначил на 26 февраля референдум по новой Конституции, которая станет основой для создания в стране многопартийной системы. Тем временем Франция хочет создать в Сирии гуманитарные коридоры для оказания помощи мирному населению, а Россия призывает международное сообщество убедить оппозицию сесть за стол переговоров с властями в Дамаске.
По замыслу властей, принятие новой Конституции – это только первый этап демократизации в Сирии и отказа от сохранявшейся десятилетиями однопартийной системы. После этого в течение 90 дней должны пройти выборы в парламент, в который смогут баллотироваться представители разных политических сил, в том числе оппозиции.
Впрочем, наблюдатели сомневаются, что инициированные Дамаском реформы убедят противников режима отказаться от главного требования – отставки президента Башара Асада. Маховик насилия раскрутился, и остановить его будет непросто, особенно на фоне новых сообщений о войсковых операциях и обстрелах в главных центрах протестов – Хомсе и Хаме.
В этих условиях активизируются международные миротворческие усилия. Вчера стало известно, что Франция обсуждает с Россией проект резолюции Совбеза ООН об организации гуманитарных коридоров для снабжения продовольствием и медикаментами населения в охваченных насилием районах Сирии.
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров изложил российский подход к урегулированию кризиса в Сирии. Первой задачей, по его словам, является поиск механизма, который позволит обуздать вооруженные формирования оппозиции и положить конец насилию. «Здесь главное понять, кто руководит боевиками, воюющими против правительства. Вторая задача – это понять, что национальный диалог, если уж все согласны, должен быть всеохватывающим сирийским диалогом», – сказал министр.
«Что касается правительства Сирии, то ясно, с кем разговаривать, с кем разговаривать по ту сторону баррикад – надо понять, мы пытаемся это выяснить и понять, имеет ли сирийская оппозиция влияние на эти вооруженные структуры», – отметил Лавров.
Он четко дал пояснил, что полноценный мирный диалог невозможен без участия властей Сирии. «Нужно перестать изолировать режим (Асада) и вовлечь его в переговоры», – добавил Лавров.
Лавров также упрекнул международное сообщество в том, что оно убеждает сирийскую оппозицию не идти на переговоры с властями. По его мнению, «международное сообщество, вернее та его часть, которая этим занимается, должна сказать оппозиции о необходимости сесть за стол переговоров».
Министр посетовал, что оппозиция, которая до недавнего времени была готова к диалогу с вице-президентом Фаруком Шараа, более не хочет договариваться с ним. «Получается, что выдвигаются какие-то предложения, мы уговариваем Дамаск на них согласиться, и как только Дамаск на них соглашается – тут же поступает ответ, что это не годится», – отметил российский министр.
Комментируя последний всплеск насилия в Сирии, Лавров заявил, что не может избавиться от ощущения, что «идет процесс накапливания компромата, который потом будет использоваться для оправдания чего-то подобного в Ливии».
Это предположение российского министра, похоже, начинает сбываться. Вчера представители сирийской оппозиции попытались обвинить власти в использовании военных самолетов для разрушения нефтепровода вблизи Хомса. Напомним, именно авиаудары по очагам антиправительственных выступлений стали одним из поводов для установления бесполетной зоны над Ливией, что вылилось в масштабную военную кампанию по свержению режима Каддафи.
На этом фоне иностранные СМИ все чаще пишут о роли России в сирийском кризисе. В частности, издающаяся в Лондоне арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» написала, что глава Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков во время визита в Дамаск передал сирийцам спутниковые снимки баз вооруженных отрядов оппозиции.
На минувшей неделе французская Figaro опубликовала статью, в которой рассказала, что российские агенты якобы присутствуют во всех сирийских структурах и никакие меры против оппозиции не принимаются без одобрения Москвы. Кроме того, по сведениям издания, Россия в обмен на свою поддержку обязала Асада не предпринимать операций наподобие резни в Хаме в 1982 году, когда при подавлении восстания исламистов погибло около 15 тыс. человек.