Ангела Меркель осмотрела Старый Пекин.
Фото Reuters
Федеральный канцлер Ангела Меркель прибыла вчера с визитом в Пекин. В тот же день она встретилась с председателем КНР Ху Цзиньтао, провела переговоры с главой Госсовета Китая Вэнь Цзябао. Пятница посвящена поездке в южную провинцию Гуандун, где работают сотни немецких фирм и где в Гуанчжоу состоится двусторонний экономический форум.
Нынешний визит в Китай уже пятый за время канцлерства Меркель. Как всегда, в этих поездках ее сопровождает группа влиятельных промышленников и финансистов. Двусторонние экономические дела, естественно, не забываются. Однако ни у кого не возникает сомнения, что на сей раз канцлерин заботят прежде всего европейские дела.
Меркель прилетела в Пекин на крыльях успеха, одержанного на саммите ЕС благодаря утверждению проекта фискального договора и соглашения о постоянном стабфонде. Это считается ее политическим козырем в переговорах с китайскими руководителями. Берлин надеется убедить их, что евро заслуживает доверия, а принимаемые антикризисные меры возымеют действие. Но долговой кризис в Европе продолжается, для предотвращения дефолтов требуется срочно пополнить как европейские стабфонды, так и МВФ.
Как пишет Sueddeutsche Zeitung, в ходе визита канцлерин ратует за доверие к еврозоне: «И хотя Меркель не хочет выступать в Пекине как «банкирша и инвестор», цель поездки ясна: привлечь азиатов к инвестированию еврофонда спасения». Массовая Bild тоже считает, что Меркель «всеми силами будет добиваться инвестиций в потрясенную кризисом Европу». А вчера в Пекине, выступая в Академии общественных наук, она и сама сказала, что Китай может внести вклад в преодоление долгового кризиса еврозоны, поскольку эта проблема затрагивает не только Европу, но и всю глобальную экономику.
Китайская пресса тоже отмечает эту подоплеку немецкого визита. Газета Global Times публикует рисунок, изображающий Меркель, которая ведет за руку нищую фигурку евро, а другой стучится в китайскую дверь, похожую на сейф. Но лично к канцлерин пекинские СМИ относятся весьма уважительно. Ее называют Мадам Европа. Пишут об «окрепшей Германии» и задаются вопросом, идет ли речь о былой «европейской Германии» или уже «германской Европе». Очевидно, что надежды такой страны на китайскую поддержку льстят Пекину. Шанхайская Dongfang Zaobao обращает внимание, что канцлерин сразу по приезде подняла валютно-финансовую тему. А журнал Economic & Nation Weekly видит в визите Меркель шанс «большой сделки» с крупнейшим и важнейшим партнером в Европе.
Тут однако много неясного. С одной стороны, европейцев явно завораживают китайские валютные накопления в 3,2 млрд. долл. (2,4 млрд. евро). Если бы Меркель удалось заручиться китайской поддержкой полупустых европейских фондов спасения, то она не только еще более укрепила авторитет Берлина в ЕС, но и свое канцлерство. С другой стороны, Пекин к политической гуманитарности не склонен, а настроен требовать свою цену за такую помощь. В частности, он хочет от ЕС и Германии признания своей экономики рыночной, а также отмены эмбарго на экспорт вооружения в Китай. Но в последнем вопросе позицию диктуют США и их азиатская стратегия.
Как европейские, так и китайские эксперты не ожидают, что Пекин пойдет на широкую покупку долговых обязательств государств еврозоны. Видный эксперт Академии общественных наук Шэнь Цзижу сказал газете Global Times, что «закачкой все большего количества денег проблемы не решить» и если ЕС не может сам заткнуть бреши, то и Китай простым предоставлением денег не поможет: необходимо найти новые пути экономического роста в Европе.
Что же касается непосредственно отношений ФРГ и КНР, то они развиваются динамично. В политической сфере с прошлого года налажены регулярные межправительственные консультации. Экономический обмен за 2011 год составил в денежном выражении 145 млрд. евро. По своему значению Китай превратился во второй после США внеевропейский рынок для немецкого экспорта. Там, к примеру, продается уже каждый третий «Фольксваген». По выкладкам экспертов, не будь этого рынка, Германия не так уж бы блистала своими экономическими и финансовыми показателями на фоне бедствующей еврозоны.
Вместе с тем и двусторонние отношения не лишены трений. Немецкая сторона жалуется на незащищенность своего ноу-хау и инноваций в Китае, обязательность участия китайского партнера в предприятиях, недопущение иностранцев к госзаказам. Пекин недоволен ограничениями экспорта немецкой высокотехнологической продукции. Во внешнеполитических вопросах, которые тоже затрагиваются во время визита, Берлин и Пекин расходятся по вопросам санкций в отношении Ирана и Сирии. Канцлерин всегда упоминает проблему прав человека. Но на сей раз в программе визита «встреча с гражданским обществом» ограничена беседой с шестью китайскими стипендиатами, учившимися в Германии.