После не одной бесплодной попытки продать за рубеж многоцелевые истребители «Рафаль», французская компания Dassault Aviation, наконец, оказалась в шаге от победы. Концерн выиграл крупнейший в истории Индии международный тендер на поставку вооружений. Речь идет о 126 самолетах на сумму от 10 до 20 млрд. долл.
Как заявила в среду представитель правительства Валери Пекресс, Париж надеется, что «эксклюзивные переговоры» по сделке займут от шести до девяти месяцев. Согласно деталям, 18 «джетов» соберут на заводах Dassault во Франции, а оставшиеся 108 – в Бангалоре силами индийской Hundistan Aeronautics. При этом в производство на территории покупателя будет инвестировано 50% от суммы контракта.
В 2007 году Индия объявила тендер, в котором, помимо истребителей четвертого поколения «Рафаль», приняли участие российский МиГ-35, шведский Gripen, Eurofighter Typhoon и американские F-16 и F/A-18. В «финал» вышли «Рафали» и «Еврофайтеры». И вот, как сообщили индийские СМИ, последние выбыли из игры как более дорогие и менее долговечные.
Другая причина этого выбора заключается в том, что индийские пилоты хорошо знают устройство самолетов фирмы Dassault, на которых не раз воевали с Пакистаном. В 1953 году свой первый контракт по продаже 71 истребителя Ouragan концерн подписал именно с Индией, которая с тех пор покупала почти всю гамму его продукции, начиная Mystere IV и заканчивая Mirage 2000. Таким образом, Нью-Дели сохранил Dassault историческую верность.
В отличие от других истребителей, «Рафали» пока ни разу не удавалось продать за рубеж. От них отказывались Нидерланды, Южная Корея, Сингапур, Марокко и Швейцария. В «подвешенном» состоянии переговоры с Бразилией и ОАЭ, Кувейт и Катар пока только проявляют интерес. Но индийский «куш» ни с одним из вышеназванных не сравнится.
Согласно информации ресурса EUobserver, до конца февраля 2011 года Dassault пыталась продать 14 «Рафалей» полковнику Муаммару Каддафи. А 19 марта «Рафаль» нанес первый, знаковый удар, уничтожив четыре танка близ Бенгази и дав старт ливийской кампании. Жан-Пьер Молни, замдиректора Института международных и стратегических отношений в Париже, тогда говорил о своего рода «рекламе», которую война в Ливии сделала «Рафалям», а также отмечал, что решение нанести первый удар было не тактическим, а политическим.
Политики в этом вопросе действительно хватает. Президент Франции Николя Саркози воспринял победу 86-летнего Сержа Дассо – своего приятеля, сенатора от Союза в поддержку народного движения и владельца газеты Figaro – тем горячее, что она предвещает ему дополнительные очки на президентских выборах. «Это доказывает, что, если у нас есть хороший продукт и воля поддержать его, мы можем побеждать на рынках с очень высокой конкуренциях», – заявил он, отметив, что успех «Рафалей» – это успех французского оборонного сектора и экономики в целом.
По оценке министра обороны Жерара Лонге, «контракт века» будет давать финансовую подпитку более десяти лет, а то и традцать-сорок. В декабре минувшего года он предупреждал: если Dassault не удастся продать «Рафали» за рубеж, программа «Рафаль» будет закрыта. И хотя речь шла об отдаленном будущем, правительство вздохнуло с облегчением, узнав о спасении 500 предприятий и 6 тыс. рабочих мест.
В то же время Джеймс Харди, эксперт по азиатско-тихоокеанскому региону в издании IHS Jane's, и вовсе считает, что заявления ничего не значат, пока не подписан контракт. По его мнению, торги с Нью-Дели могут растянуться на годы. Газета Liberation в этой связи напомнила об эйфории, охватившей Францию 7 сентября 2009 года, когда в Сан-Паоло Саркози и его бразильский коллега Луис Инасиу да Силва скрепили печатями «стратегическое партнерство», предполагавшее поставку Бразилии 36 «Рафалей». Но сменился президент, пришли новые времена, а воз и ныне там.