Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заверил, что Совет Безопасности ООН никогда не одобрит иностранное военное вмешательство в Сирии. Он также дал понять, что одна из причин эскалации конфликта – нежелание оппозиции садиться за стол переговоров с властями. При этом глава МИДа подчеркнул, что Россия не считает непременным условием урегулирования сохранение режима Башара Асада. Тем не менее США, Франция и Великобритания развернули в ООН настоящее дипломатическое наступление, чтобы заставить РФ поддержать новую резолюцию о передаче власти в Сирии.
Вчера поздно вечером по московскому времени в Нью-Йорке должно было состояться заседание Совета Безопасности ООН, посвященное ситуации в Сирии, где накануне правительственным войскам пришлось выбивать вооруженных дезертиров из пригородов Дамаска.
В преддверии вчерашней дискуссии в Совбезе Сергей Лавров подробно рассказал журналистам о позиции России. «Мы никогда нигде не говорили, что сохранение Асадом власти является предпосылкой для урегулирования. Мы говорили о том, что решение должно быть именно сирийским, именно сами сирийцы – причем все группы сирийцев – должны сесть за стол переговоров и договориться», – сказал министр на пресс-конференции в Сиднее.
Он указал, что сирийцы сами решат, кто будет править страной. «А вот против чего мы выступаем, это против того, чтобы сказать, вот пускай будет сирийский диалог, но вот эта сторона в нем участвовать не будет», – заявил глава МИД России. «К сожалению, некоторые другие внешние игроки науськивают оппозиционные группы на предмет того, чтобы они от этого диалога отползали. Это неправильно, это провокационно, ничем хорошим это не кончается», – добавил Лавров.
Напомним, уже на текущей неделе Совбез может рассмотреть проект резолюции, разработанный Францией и Великобританией совместно с арабскими странами, в котором содержится требование к Дамаску в течение 15 дней принять план передачи власти. В противном случае СБ может принять «меры». Какие – не конкретизируется, но в Москве это однозначно расценили как угрозу санкций, которые затем могут вылиться в интервенцию.
Тем временем политики и высокопоставленные чиновники из США и европейских стран сделали ряд громких заявлений в адрес России. «Пришло время всем членам Совета Безопасности ООН выполнить свои обязательства, вместо того чтобы защищать тех, чьи руки обагрены кровью», – считает премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Постпред США в ООН Сьюзан Райс, в свою очередь, заявила, что «пара очень влиятельных членов» мешают Совбезу предпринять решительные действия для прекращения насилия в Сирии.
Глава МИД Франции Аллен Жюппе высказался чуть сдержаннее. Он заявил, что президент Сирии «обагрил руки кровью и более не может оставаться в своей стране». По его словам, Париж поддерживает план передачи власти, но исключает военную интервенцию западных держав, поскольку такой шаг может спровоцировать межконфессиональный конфликт в Сирии.
Эти громкие фразы – лишь часть мощного дипломатического наступления на Россию, которое намерены развернуть в ООН западные страны. Вчера, например, на заседание СБ должны были прибыть госсекретарь США Хиллари Клинтон, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Это тоже часть плана по оказанию давления на РФ.
Цель этих усилий – вынудить Россию и, возможно, Китай либо поддержать резолюцию, либо вновь использовать право вето, что на фоне масштабной антисирийской кампании в СМИ станет серьезным ударом по их международному престижу.
Со своей стороны, РФ считает, что Совбез не может навязывать смену режима суверенному государству. Вместо этого она предложила сторонам конфликта провести переговоры в Москве без каких-либо предварительных условий. Однако Сирийский национальный совет, представляющий сирийскую оппозицию в эмиграции, отверг возможность диалога до отставки Асада.
На этом фоне никто не может дать гарантий, что смена власти в Сирии не выльется в еще большее, чем сейчас, кровопролитие или даже геноцид. Особенно с учетом уже начавшихся убийств на религиозной почве. Ведь все чаще из Сирии поступают сообщения о столкновениях суннитов и алавитов, членов шиитской секты, к которой принадлежит семья Асадов.