На заседании в Брюсселе главы МИД 27 стран Евросоюза утвердили решение о введении эмбарго на поставки нефти из Ирана и об ограничении взаимодействия с Центробанком ИРИ. С помощью санкций объединенная Европа хочет заставить Тегеран отказаться от ядерной программы.
Новым пакетом санкций предусмотрен незамедлительный запрет странам ЕС заключать любые контракты с Ираном в нефтяном секторе. На первом этапе будут свернуты поставки иранских нефтепродуктов в Европу, а к 1 июля должен полностью прекратиться импорт сырой нефти. За это время страны ЕС должны переориентироваться на закупку нефти в других странах-производителях.
Что касается мер против Центрального банка, то главной является запрет на ряд его транзакций, которые могут иметь отношение к финансированию ядерной программы Ирана.
Кроме того, Ирану нельзя будет поставлять драгоценные металлы и камни, валюту в новых банкнотах и монетах. При этом страны ЕС не намерены полностью прерывать связи с Центробанком ИРИ. Против полного запрета выступила Германия, которой Иран задолжал 2,6 млрд. евро. Ведь он мог прервать выплату Тегераном процентов по немецкому кредиту.
Все эти меры стали ответом Евросоюза на ядерную программу Ирана. Брюссель требует от Тегерана «немедленного начала конструктивного диалога» о прекращении обогащения урана и о гарантировании мирного характера ядерной программы. В ЕС надеются, что нефтяное эмбарго лишит Тегеран части средств, направляемых на ядерные разработки, и сделает более уступчивым на переговорах с «шестеркой» (пятью постоянными членами СБ ООН и Германией).
На днях Тегеран сообщил, что готов к переговорам по своей ядерной проблеме и что их подготовка якобы уже началась. Вашингтон и Брюссель это опровергли. По словам верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, от Тегерана до сих пор не получен ответ на предложение о новых переговорах, направленное еще в октябре. Скорее всего его настрой на диалог прояснится во время визита в Иран делегации МАГАТЭ 29–31 января.
Нефтяное эмбарго против Ирана выходит за рамки прежних санкционных резолюций Совета Безопасности ООН. ЕС импортирует свыше 20% иранской нефти. Основная доля европейских закупок – 68% – приходится на Грецию, Италию и Испанию.
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский считает, что европейское эмбарго нанесет Ирану ощутимый ущерб, но «не станет смертельным». «Помимо ЕС крупными потребителя иранской нефти являются Китай и Япония, – сказал «НГ» эксперт. – Они по-прежнему будут покупать сырье у Тегерана, хотя и в меньших объемах. Не собирается сворачивать торговлю с Ираном Индия. И все же ограничения, введенные Евросоюзом, обещают стать более действенными по сравнению с санкциями Совбеза ООН, поддержанными в свое время Россией. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вообще называл их использованным носовым платком, место которому в мусорной корзине».
В случае введения нефтяного эмбарго Тегеран угрожал перекрыть минными заграждениями Ормузский пролив, через который транспортируется большая часть арабской нефти. Впрочем, появились признаки того, что Иран «дает задний ход». Так, глава МИДа Али Акбар Салехи заявил: «Мы никогда не чинили препятствия на важном морском маршруте». А иранские военные, предостерегавшие Пентагон от отправки новых военных кораблей в Персидский залив, дали понять, что уже не против их захода. Неудивительно, что авианосец «Авраам Линкольн» вошел в воскресенье в Персидский залив без каких-либо инцидентов.
Если ситуация вокруг Ормузского пролива, похоже, смягчается, то этого нельзя сказать об отношении Израиля к Ирану. Как сообщила лондонская Sunday Times, Израиль предупредил США, что проинформирует их об атаке на ядерные объекты Ирана всего лишь за 12 часов до начала боевой операции. Столь короткий срок, надо полагать, не позволит Вашингтону предотвратить нанесение удара по Ирану. Сознавая, что атака на Иран приведет к дальнейшей дестабилизации на Ближнем Востоке и во всем мире, США предпочитают ужесточение санкций любой военной операции.