Янош Мартони с оптимизмом смотрит в будущее связей с Россией.
Фото Reuters
В Венгрии прошли демонстрации против членства страны в Евросоюзе. Поводом для них стало требование Комиссии ЕС внести поправки в новую Конституцию и ряд законов, которые, по мнению Брюсселя, подрывают независимость венгерского Центрального банка и судебной системы. Свой ответ властям страны предложено дать до 17 февраля. О том, каким он будет, министр иностранных дел Венгрии Янош МАРТОНИ рассказал в Будапеште в интервью обозревателю «НГ» Николаю СУРКОВУ. Кроме того, были затронуты вопросы российско-венгерских связей.
– Насколько Венгрия удовлетворена членством в ЕС? Как Будапешт будет реагировать на новые претензии из Брюсселя?
– Хочу подтвердить нашу приверженность базовым целям и ценностям ЕС. Мы готовы полностью выполнить все обязательства перед ЕС. Мы хотим внести свой вклад в более прочную и глубокую европейскую интеграцию.
Европейская комиссия обнаружила нарушения и начала юридическое разбирательство по трем пунктам. Со своей стороны, правительство Венгрии выразило готовность к конструктивному диалогу по этим вопросам. Мы подтвердили нашу приверженность независимости Национального банка, судебной власти и Бюро по защите торговли. У нас нет разногласий с Еврокомиссией относительно базовых принципов. Комиссия сочла, что в ряде случаев наше законодательство не соответствует юридическим нормам ЕС. Мы очень внимательно проанализируем все замечания и попытаемся найти решение по каждому вопросу.
Мы предпочитаем решить этот вопрос путем переговоров, а не в рамках формальных процедур. Окончательное решение, конечно же, остается за Европейским судом справедливости, но мы стремимся не доводить до этого и найти решение как можно скорее. Венгрия довольна тем, что этот вопрос решается в рамках юридического процесса. Мы найдем решение, соответствующее юридическим нормам ЕС.
Хороший пример урегулирования такого спора – принятый примерно год назад новый закон о СМИ. Европейская комиссия внимательно его изучила и предложила внести ряд поправок. Мы согласились со всеми. Так что это можно считать образцом поведения в подобной ситуации.
– Какой вы видите роль Венгрии в будущем Европы?
– Венгрия хочет быть полезным членом ЕС и продвигать европейскую интеграцию.
– В соседних странах проживает около 3 миллионов венгров. В прошлом это приводило к проблемам. Какая ситуация сейчас?
– У нас хорошие отношения со всеми соседями, включая Словакию, с которой мы пока расходимся во мнениях по некоторым вопросам, например признания коллективных прав венгерской общины. В целом же словацко-венгерские отношения складываются хорошо. То же с другими соседями. Например, мы одни из самых активных сторонников предоставления Сербии статуса кандидата в члены ЕС.
Мы только просим всех наших друзей на Западе и Востоке признать тот факт, что в Центральной Европе нет серьезных источников напряженности. Если у нас возникают споры или противоречия, то мы способны их урегулировать без внешнего вмешательства.
– В советские времена Венгрия поддерживала активные экономические отношения с СССР. Затем произошла переориентация на Запад. Есть ли надежда на восстановление прежнего уровня?
– Не стоит забывать, что мы и есть Запад. Венгрия – член ЕС и НАТО. Однако в целом торговля и экономические связи с Россией развиваются хорошо. Торговый оборот растет. Отрадно, что увеличивается экспорт венгерских товаров в Россию, а не только импорт энергоносителей. Мы с оптимизмом смотрим в будущее российско-венгерских отношений и будем рады видеть у себя российских инвесторов.
– Какова позиция Венгрии по вопросу либерализации визового режима с РФ?
– Этот вопрос находится в компетенции ЕС, но Венгрия всегда выступала за упрощение визового режима и его поступательную либерализацию. Эта политика отвечает нашим национальным интересам.