На подавление демонстраций в пригороде Шаньтоу были мобилизованы все силы местной полиции.
Фото Reuters
На юге КНР все чаще вспыхивают волнения, вызванные переделом земли и ухудшением экологической обстановки. В селении по соседству со столицей провинции Гуандун КПК признала часть требований демонстрантов справедливыми. Конфликт погашен. Но беспорядки перекинулись на пригород торгового центра Шаньтоу. Жители протестуют против строительства электростанции на угле. По мнению эксперта «НГ», Пекин пытается разрядить ситуацию законодательным путем.
Гуандун – это центр экспортного производства, провинция, где за годы реформ быстро росли доходы как фабричных работников, так и сельского населения. На первый взгляд кажется парадоксальным, что именно в этом регионе один за другим проходят выступления граждан, протестующих против произвольных решений чиновников.
В последние дни такая демонстрация имела место близ Шаньтоу. Жители пригорода перекрыли шоссе, громили и переворачивали автомобили полицейских, бросали в них камни, передало агентство Reuters. К бунту их подтолкнуло решение властей построить в регионе электростанцию, работающую на угле. Ведь в этом месте уже есть энергетические объекты, выбрасывающие отходы в атмосферу и море.
Очевидцы говорят, что полиция применила слезоточивый газ и обрушила на демонстрантов дубинки. Газета «Минбао», выходящая в Гонконге, переговорила с 45-летней жительницей по имени Чжэн Гуйфан.
Чжэн сказала репортерам: «Вы бы поинтересовались, сколько людей здесь умерло от рака, а сколько лежит в больнице».
Правда, минувшая неделя принесла новость, которая, вероятно, должна вызвать вздох облегчения у руководителей КНР. В селении Укань в той же провинции властям удалось уладить миром спор с крестьянами и рыбаками, требовавшими положить конец изъятию их земли в пользу дивелоперов (см. «НГ» от 16.12.11).
Чжу Минго, один из руководителей организации КПК в провинции, встретился в минувшую среду с представителями бунтовщиков и пообещал, что никого из них преследовать не будут.
Провинциальная власть согласилась также освободить трех активистов, взятых под стражу. Тело активиста Сюэ Цзиньбо, который, по одной версии, скончался от побоев в полиции, а по другой – умер от сердечного приступа, будет возвращено родным. Обещано пересмотреть некоторые сделки о передаче крестьянских наделов.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Дмитрий Смирнов отметил, что подобные инциденты получают все большее распространение в Китае. В основе их лежат объективные факторы. Рынок требует под новые предприятия земли, а ее не хватает. В сделках часто замешаны коррумпированные чиновники. И чем более индустриализирован регион, тем чаще вспыхивают подобные споры.
Нельзя сказать, что КПК впервые пошла на серьезную уступку демонстрантам. Были случаи, когда власти закрывали химические заводы, производство бумаги, останавливали строительство других экологически опасных объектов. Но поскольку напряжение нарастает, Пекин держит курс на то, чтобы создать юридическую базу для урегулирования конфликтов. Работа над соответствующими законами идет, заключил эксперт.