В связи с предстоящими демонстрациями в Москве Берлин призывает российские власти соблюдать демократические принципы. В правительстве ФРГ и Бундестаге обсуждается возможное введение санкций против российских чиновников, подозреваемых в нарушении прав человека. Об этом сообщил уполномоченный правительства по вопросам прав человека и гуманитарной помощи Маркус Лёнинг.
В большом интервью, опубликованном во вторник в берлинской Welt, это официальное лицо немецкой политики подвергает российскую ситуацию резкой критике. По словам Лёнинга, «в России наблюдается много нарушений прав человека, основных демократических прав, правовое государство едва заметно». Уполномоченный считает, что «убийство Сергея Магнитского никогда серьезно не расследовалось», а процесс против Ходорковского попирал основные правовые нормы. Упомянуты также нераскрываемые убийства журналистов и предпринимателей, «поскольку они очевидно не должны быть раскрыты».
Лёнинг заявляет, что Дмитрий Медведев вопреки обещаниям ничего не сделал для правового государства. «А господина Путина я считаю противоположностью демократа чистейшей воды», – объявил он в пику высказыванию экс-канцлера Герхарда Шрёдера о своем друге. Путин, утверждает Лёнинг, «никоим образом не содействовал правопорядку и демократии. Наоборот, он, к примеру, ограничил допуск демократических партий. При Путине в развитии демократии в России произошли определенные шаги назад».
От имени своего правительства Лёнинг требует, чтобы демонстрантов не избивали и не арестовывали «только потому, что они придерживаются иного мнения, чем российское правительство». Он также считает неприемлемым любое ограничение властями численности участников демонстраций.
Вообще уполномоченный призывает не особенно считаться с Москвой и «не преувеличивать» необходимость сдержанности в отношениях с этим стратегическим партнером ЕС. «Дела российской экономики идут плохо, хорошо образованные люди толпами бегут из страны. Европа во много раз больше и экономически сильнее России. Поэтому мы можем уверенно выступать за наши интересы и убеждения», – говорится в интервью.
Развивая эту мысль, Лёнинг говорит: «Мы должны ясно потребовать от политического руководства России соблюдения принципов правопорядка. Я также за то, чтобы ввести санкции против отдельных политиков, юристов или полицейских, которые несут ответственность за нарушения прав человека или совершили их». Речь, в частности, идет о невыдаче шенгенских виз таким лицам и замораживании их счетов, если они есть на Западе. «Федеральное правительство, а также Бундестаг в закрытом порядке обсуждают в настоящее время такой шаг», – оповещает Лёнинг, уточняя, что «мы находимся в этом вопросе в начальной стадии».
Совершенно очевидно, что Берлин посылает Москве сигнал и предупреждение. Уполномоченный по правам человека не такая фигура, чтобы он мог по собственной инициативе и без ведома кабинета Ангелы Меркель раскрывать пока закрытые планы и вторгаться в материю важнейших для обеих сторон отношений с обвинениями в адрес президента и главы правительства России.
С одной стороны, это никак не вяжется с благостными оценками этих отношений. Ведь только в ноябре при открытии газопровода «Северный поток» канцлерин говорила о стратегическом партнерстве с Россией. А 5 декабря главы дипломатии обеих стран, встретившись в Бонне, «с удовлетворением отметили углубление отношений стратегического партнерства между Россией и Германией».
Публикуя интервью Лёнинга, Welt замечает, что этот бывший депутат Бундестага от Либеральной партии в роли причастного ныне к правительству лица «пригвоздил Москву к позорному столбу». Разумеется, российская действительность дает немало для этого пищи. Но преимущественно критические немецкие публикации на российские темы, вероятно, тоже оставляют след. Поэтому не так уж удивительно, что 81% немцев «скорее» либо «вообще» не считают политическую систему в России демократической, а таковой готовы признать только 14%. Таковы итоги опроса телеканала ARD. Хуже, однако, другое. Как известно, обе стороны декларируют взаимное политическое доверие. Однако согласны с этим только 32% участников опроса. При этом большинство немцев – 63% – не считают Россию надежным партнером, которому Германия может доверять.
Лежат ли причины таких оценок только в российских условиях и политике или также в германских? В любом случае это должно вызывать серьезную обеспокоенность Берлина и Москвы, если они дорожат историческим достижением в преодолении военного прошлого и становлении стратегического партнерства.