Подписание Дамаском мирного плана, предложенного Лигой арабских государств (ЛАГ), еще не означает автоматического разрешения кризиса в Сирии. Его реализации мешает целый ряд факторов, в том числе нежелание оппозиции вести переговоры с правительством и резкий рост вооруженного насилия в стране. Поступают также сообщения о появлении на сирийской территории контингента иностранных боевиков.
В понедельник вечером в Каире замминистра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Макдад и заместитель генсека ЛАГ Ахмед Бен Хилли подписали соглашение, в соответствии с которым армия и силы безопасности должны покинуть населенные пункты, а власти – приступить к переговорам с оппозицией при посредничестве ЛАГ.
По словам главы МИД Сирии Валида Муаллема, этот шаг был предпринят «по совету России», которая изначально поддерживала инициативу ЛАГ и видела в ней шанс стабилизировать ситуацию. Он выразил надежду, что наблюдатели ЛАГ подтвердят справедливость заявлений официального Дамаска о борьбе властей с вооруженными бандами, а вовсе не с мирными демонстрантами, как заявляют ООН и западные страны.
Достижение договоренности между ЛАГ и Сирией можно считать прорывом на пути мирного разрешения кризиса в этой стране. Появился шанс избежать гражданской войны и создать условия для ненасильственной смены режима. Однако на пути реализации соглашения есть целый ряд подводных камней.
В первую очередь неясно, с кем президент Башар Асад будет вести переговоры. Сирийская оппозиция разобщена, в каждой части страны свои организации и лидеры. Структуры, созданные диссидентами-эмигрантами, похоже, не имеют реального влияния. Наконец, противники режима не испытывают особого энтузиазма по поводу диалога с властями. Бурхан Гальюн, лидер Сирийского национального совета, базирующегося в Турции и позиционирующего себя как главное объединение оппозиционеров, назвал согласие Дамаска допустить наблюдателей уловкой, цель которой – избежать передачи вопроса на рассмотрение СБ ООН.
Опять же пока непонятно, как именно мирный план будет претворяться в жизнь. У ЛАГ нет опыта проведения подобных операций. Тем более что сейчас усиливается вооруженное сопротивление, обуздать которое крайне сложно, поскольку отряды оппозиции не имеют единого командования.
По данным западных СМИ, отряды боевиков и дезертиров действуют все более смело. Они используют тяжелое вооружение – танки и БМП, отбитые у правительственных войск, и даже ракеты «Град». Об усилении повстанцев свидетельствует растущее число крупных столкновений и жертв среди личного состава правительственных войск.
Центрами вооруженного восстания остаются юг Сирии и районы, прилегающие к городу Идлиб, на северо-западе страны. Кроме того, появились сведения о присутствии на сирийской территории боевиков из других арабских стран, в частности из Ливии. Корреспондент Wall Street Journal рассказал о двух раненых ливийцах, которых встретил в одном из лагерей для беженцев, расположенном на территории Турции.
Эти молодые люди прибыли в Турцию в декабре, получили оружие от «человека, говорившего по-турецки», а затем контрабандисты переправили их в Сирию. По их словам, в южных районах Турции базируются 300–400 ливийских «борцов за демократию», которые просачиваются на сирийскую территорию и участвуют вместе с сирийцами в стычках с правительственными войсками.
Примечательно, что ранее появлялась информация о контактах представителей так называемой «Свободной сирийской армии», действующей как раз в районе сирийско-турецкой границы, с лидером ливийских исламистов Абдулхакимом Бельхаджем.
Все это свидетельствует о том, что маховик насилия в Сирии уже набрал обороты и остановить его будет весьма непросто. Поэтому одного вывода войск из городов скорее всего будет недостаточно, чтобы остановить кровопролитие.
Тем временем не ослабевает международное давление на Дамаск. На днях Генассамблея ООН приняла подавляющим большинством голосов новую резолюцию по Сирии, в которой решительно осудила «продолжающиеся тяжкие и систематические нарушения прав человека». При этом особый акцент был сделан на внесудебных казнях, преследовании активистов оппозиции и правозащитников.