15–17 декабря в Женеве состоится 8-я министерская конференция ВТО, на которой перед Россией откроют двери в эту организацию. Тем не менее окончательное решение по этому вопросу – за Государственной Думой РФ.
Россия берет последний внешний рубеж в 18-летнем марафоне по присоединению к крупнейшему международному торговому клубу. На вторую половину дня 16 декабря назначено пленарное заседание высшего органа ВТО – министерской конференции, – посвященное присоединению России и Черногории.
Как рассказал «НГ» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, соответствующее решение будет принято консенсусом. Председатель скажет, что есть предложение принять Россию в ВТО, и если возражений и замечаний не возникнет, объявит о принятом решении.
Весь пакет документов (итоговый протокол с приложением, включающим доклад рабочей группы, а также перечни обязательств России по товарам и услугам) должен получить окончательное одобрение. И этот же более чем 500-страничный пакет поступит на ратификацию в Государственную Думу РФ. На это российскому парламенту отводится 220 дней.
«Мы, естественно, предполагаем, что проблем с ратификацией не будет, но окончательное решение – за российским парламентом», – считает глава ВТО Паскаль Лами. После ратификации в штаб-квартиру руководимой им организации в Женеве будет направлено соответствующее извещение, и только через месяц Россию смогут объявить 154-м или 155-м (если ее опередит Черногория) членом ВТО. В общем, на всю процедуру может уйти примерно 8 месяцев.
По словам Портанского, в России надеются, что за это время США наконец отменят поправку Джексона–Вэника. В отличие от других бывших советских республик, например Украины, для которой пресловутая поправка была снята за полтора года до присоединения к ВТО, у нас этот процесс будет происходить в период ратификации. «Это связано с тем, что, с одной стороны, администрация США, выражая интересы крупного бизнеса, выступает за скорейшую отмену поправки, – сказал эксперт. – С другой стороны, в Конгрессе продолжают наблюдаться неоднозначные настроения в отношении России. Там цепляются за «дела» Ходорковского и Магнитского, а теперь за выборы в Госдуму. И не знают, как воздействовать на Россию, если пропадет такой рычаг».
Между тем, выступая во вторник перед членами Конгресса США, один из составителей законодательного акта времен холодной войны Ричард Перл заявил: чтобы отменить сегодня действие поправки по отношению к России, голосовать по этому вопросу Конгрессу необязательно. «Чтобы условия поправки больше не распространялись на какую-либо страну, она должна перейти к рыночной экономике и позволить своим гражданам свободно эмигрировать за рубеж. Россия уже давно выполнила эти условия. Поэтому президент Обама может отменить действие поправки по отношению к России, публично заявив, что она больше не удовлетворяет ее критериям», – подчеркнул Перл.
Как заметил сам аналитик, возникает вопрос, почему до сих пор юристы не донесли это до сведения администрации США. Перл полагает, что большинство тех, кто работает с поправкой, на самом деле плохо знакомы с нюансами в ее тексте. Впрочем, похоже, что поправку, которая, как недавно заявил Барак Обама, будет отменена Конгрессом в ближайшее время, заменит новый законодательный акт. Его целью скорее всего будет поддержка гражданского общества и прав человека в России.