Соединенные Штаты ставят под вопрос решение состоявшегося на днях антикризисного саммита ЕС о более активном привлечении к спасению евро Международного валютного фонда. С этой целью страны сообщества сочли необходимым пополнить его кассу на 200 млрд. евро. Но, по поступившим в Брюссель сведениям из правительственных кругов Вашингтона, администрация не станет обращаться в Конгресс с просьбой о выделении американской доли намеченного взноса.
С одной стороны, это не удивляет. О материальном аспекте президент Барак Обама высказался вполне ясно еще в канун брюссельского саммита: «Европейцы достаточно богаты, и нет никаких причин, почему бы им самим не решить эту проблему». Но политически отказ Вашингтона поддержать увеличение возможностей МВФ – это холодный душ для составителей антикризисной программы ЕС.
Между тем его лидеры очень рассчитывали на поддержку США. По существу, подготовка брюссельского саммита и его решений проходила не без участия и влияния Вашингтона. Президент Обама не раз отмечал негативное воздействие европейского кризиса на американскую экономическую и финансовую ситуацию. Он критиковал медлительность и нерешительность ЕС в борьбе с еврокризисом, призывал европейских лидеров к безотлагательному принятию действенных антикризисных мер. Для встреч с лидерами и деятелями Германии, Франции, Италии и Испании накануне саммита в Европу был направлен министр финансов США Тимоти Гейтнер. Президент Обама созванивался с канцлерин Ангелой Меркель. И на радость европейцам в первых откликах представителя Белого дома брюссельские решения были оценены позитивно, хотя и с оговоркой, что США ждут большего. Но это понятно, поскольку их реализация в основном еще впереди.
Другое дело – вопрос о пополнении средств МВФ. Как известно, вместе с Европейским стабфондом он давно участвует в операциях по выручке европейских стран из полудефолтного состояния и стабилизации евро. ЕФСФ обеспечивает две трети, а МВФ – одну треть средств, из которых складывается «зонтик спасения» для Греции, Португалии и Ирландии. Сейчас у ЕФСФ осталось свободных кредитных гарантий на 250 млрд. евро, а у МВФ – примерно на 290 млрд. Между тем в наступающем 2012 году одной Италии потребуется для рефинансирования долгов 340 млрд. евро. А еще испанцам на те же цели 120 млрд. евро.
Чтобы не раздражать избирателей, вопрос о наращивании европейских стабфондов в Брюсселе отложили до будущей весны. А в МВФ решено в силу очевидной срочности 200 млрд. подбросить безотлагательно. Причем с намерением реализовать это решение, как пишет парижская Monde, «менее чем за 18 дней».
Львиная доля взноса – 150 млрд. евро – возложена на 17 стран еврозоны, а так как с банкротов взять нечего, то на относительно благополучные из них. (Например, кредитная линия Германии для МВФ составит 45 млрд. евро.) Одновременно лидеры ЕС понадеялись, что деньги на спасение Европы (еще 50 млрд.) пожертвуют члены МВФ, не входящие в зону евро. По этому поводу в заявлении брюссельского саммита говорится так: «Мы ожидаем, что международное сообщество параллельно сделает взносы».
Естественно, что позитивное отношение к этому США, обладающих крупнейшим весом в МВФ, имело бы пилотное значение для успеха оперативного брюссельского решения в отношении роли МВФ. А несогласие Вашингтона скорее всего станет тормозом для его реализации.
На подход администрации, видимо, немало повлияло нежелание любого дополнительного расходования средств в сложной предвыборной ситуации противостояния Белого дома с республиканцами. Последние тоже отреагировали на саммит ЕС. 26 сенаторов-республиканцев сразу внесли законопроект, предусматривающий запрет для МВФ использовать деньги американских налогоплательщиков на помощь кризисным странам Европы. В связи с этим газета Financial Times Deutschland сообщает, что «противники большего американского участия в спасении евро опасаются, что в Европе дело дойдет до государственных банкротств и МВФ не вернет свои деньги».