Большая группа студентов Джорджтаунского университета в Вашингтоне была вовлечена во вспомогательную разведоперацию по выявлению подземных хранилищ и размеров ядерного арсенала Китая. Судя по сообщениям газеты Washington Post и журнала Spiegel, это было организовано по линии университетского Института международного права и политики в рамках семинара «Многополярность и контроль над вооружениями». Его участники целых три года изучали интернет-сайты, документы, видеоматериалы, карты, фотографии с космических орбит и даже блоги с целью проникновения в китайские военные секреты.
Инициатором университетского обучения интеллектуальному шпионажу значится доцент Филип Карбер. В годы президентства Рональда Рейгана он служил советником по стратегическим вопросам в Пентагоне.
Сейчас 65-летний приглашенный профессор читает лекции в Вашингтонском университете, концентрируясь на темах ядерного оружия и разоружения, но в то же время не забывая о прежнем служебном предназначении. В связи с этим Wall Street Journal цитирует воспоминания Карбера о поездке вскоре после окончания холодной войны по поручению Пентагона в Россию. По его словам, миссия оказалась чрезвычайно удачной, поскольку, хвастается Карбер, «один из русских генералов» поведал американцам, что советский арсенал насчитывает 40 тыс. ядерных боеголовок, «а не 20 тысяч, как мы думали».
Но 20 лет спустя такие сведения детально и взаимно известны по новому Договору о СНВ. И профессор теперь занялся Китаем. Тем более что, по свидетельству американской прессы, он не утратил связи с Пентагоном и, в частности, с Управлением по сокращению военной угрозы (DTRA). Когда в 2008 году в провинции Сычуань произошло землетрясение, DTRA чрезвычайно заинтересовалось сообщениями китайских СМИ о направлении в пострадавшие районы экспертов в ядерной сфере. А фотографии провалов в земле побудили предположения о рухнувших подземных складах китайских ядерных боеприпасов. Выяснять это DTRA мобилизовало Карбера, а тот, в свою очередь, рекрутировал студентов политологии, заинтересовав их в своих лекциях тайнами китайских туннелей.
Так, в Вашингтонском университете возникла весьма странная студенческая группа, аналитическая работа которой сводилась не столько к учебному процессу, сколько к вспомогательной шпионской деятельности. Сначала это были несколько человек, затем около двух десятков. Некоторые (как утверждают, в порядке хобби и совершенно добровольно) продолжали и после окончания университета выискивать для Карбера любые сведения о китайских ракетах, боеголовках и особенно туннелях-хранилищах. Их выуживали даже из китайских развлекательных телесериалов, в которых по ходу действия мелькали солдаты и ракеты. Для непрерывности исследовательского процесса профессор устроил у себя дома специальное помещение, оснащенное компьютерами, и выбивал деньги для студентов, готовых работать там и во время летних каникул.
Результатом стал 350-страничный «студенческий» доклад. Он пока не опубликован, но квинтэссенция известна. Процитируем Spiegel: «Карбер и его студенты делают провокационный вывод. А именно, что китайский ядерный арсенал может быть много больше, чем до сих пор предполагалось. Заметим – может быть. Обычно западные эксперты исходят из 240–400 боеголовок, а Карбер предполагает, что их могло бы быть до 3000, и обосновывает это прежде всего якобы гигантскими размерами туннелей».
Последнее далеко не открытие. Как говорится в последнем докладе Пентагона о военном строительстве Китая, о существовании туннельной сети, причем общей протяженностью более 5 тыс. км, еще в 2009 году сообщала сама китайская пресса. Достоверность источников, обоснованность выводов, да и квалификация студентов как аналитиков подвергаются сомнению. Выступая в Вашингтоне, политолог и эксперт по Китаю Грегори Кулацки отметил, что из факта строительства туннелей могут следовать совсем иные выводы. Ведь при надежной подземной защите Китаю требуется как раз меньше боеголовок.
Сам Карбер признает несовершенство трехлетнего семинара: «Я не имею ни малейшего представления, сколько у Китая ядерного оружия. Но зато накоплен ценный опыт подготовки студентов к шпионской аналитике».