Настала заключительная фаза подготовки очередного «судьбоносного» саммита ЕС, назначенного в Брюсселе на 8–9 декабря. Встреча глав государств и правительств 27 стран союза призвана определить наконец действенные антикризисные меры. Прогнозировать ее исход трудно. Со времени последнего их заседания 24–26 октября кризисная ситуация только обострилась. Противоречия в отношении путей и инструментов ее преодоления – тоже.
США и, похоже, большинство государств ЕС организуют давление на Берлин. Партнеры ФРГ хотят изменения жесткой линии правительства канцлерин Ангелы Меркель в европейской политике и более широкого использования экономических и финансовых возможностей Германии в борьбе с еврокризисом. В этой связи основная интрига предстоящего саммита ЕС будет состоять в том, выстоит ли в Брюсселе «несгибаемая» немецкая позиция или Берлину придется пойти на компромиссы и варианты, чтобы не оказаться в изоляции.
На подходе к брюссельскому саммиту Меркель ставит несколько задач. Первая – создать защиту против возникновения долговых кризисов в будущем. Этому должны послужить изменения договоров ЕС, которые ужесточат контроль за соблюдением бюджетных норм ЕС и предусмотрят наказания таких стран-нарушителей по суду. Но такая ревизия пахнет многими годами споров и ратификаций. Пока же рассматривается идея сконцентрироваться на еврозоне. В частности, договориться в этом «клубе 17-ти» об углубленной финансово-экономической политике сначала шести стран с наибольшим кредитным рейтингом (Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Финляндия и Люксембург). Причем это можно было бы сделать по типу Шенгена, необязательного для конструкции ЕС в целом.
Но острый долговой кризис требует прежде всего безотлагательных мер. Во вторник министры финансов еврозоны разрешили перевод Афинам шестого 8-миллиардного транша. Это спасет Грецию на месяц–два от дефолта. Но это не спасает других должников. Приобретение кредитов для закрытия бюджетных брешей обходится Италии уже с почти 8-процентной наценкой за риск – почти вдвое больше, чем в октябре. Долго она себе такое из опасений банкротства позволить не может. В то же время надежды на спасение Италии и Испании путем накачки средств Европейского финансово-стабилизационного фонда (ЕФСФ) до минимум 1 трлн. растаяли. Во вторник министры ЕС признали это, обратившись к варианту кредитования Италии по линии МВФ.
Многие правительства ЕС считают, что быстро успокоить финансовые рынки и восстановить доверие к евро мог бы либо выпуск европейских облигаций, либо выкуп долговых обязательств стран-банкротов Европейским центробанком (ЕЦБ). Журнал Spiegel пишет, что «в финансовых центрах мира царит мнение, что ЕЦБ подобно Федеральной резервной системе США или Банку Англии мог бы пустить в ход печатание денег». Но против такого шага ЕС Германия. Меркель в последние дни неоднократно отвергала и евробонды и кредитование должников Центробанком. Пока в Берлине держат оборону, но со дня на день подвергаются все более массированному давлению.
Комиссия ЕС противопоставила позиции Берлина свой план преодоления кризиса через варианты евробондов. Используя состоявшийся на днях саммит ЕС–США, президент Барак Обама вновь подчеркнул чрезвычайную важность решительных антикризисных шагов в Европе для американской экономики. А министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, выступая в понедельник в Берлине, призвал немцев предотвратить крушение еврозоны, в связи с чем упрекнул их в «неактивности». По его словам, Германия больше всех выгадывает от евро и никак не относится к невинным жертвам долгового кризиса. А посему ФРГ как важнейшая экономическая держава должна внести крупнейший вклад в сохранение еврозоны. Сикорский сказал то, что думают в большинстве стран ЕС.
Резкий накат критики в адрес Берлина отмечается во Франции. Париж хотел бы сделать ставку на широкое использование ресурсов ЕЦБ. Газета Monde пишет, что «среди ведущих французских политиков растет страх перед германской Европой».
Внешняя критика беспокоит немцев. Газета Welt отмечает, что идея Меркель не лишена риска: «Она ведет фактически к расколу не только валютного союза, но и всего ЕС».
Сочла необходимым сказать слово и Россия. На днях в МИД РФ было озвучено заявление, в котором говорится, что в Москве внимательно следят за финансово-экономической ситуацией в Евросоюзе и, в частности, за связанными с этим идеями канцлера ФРГ Ангелы Меркель относительно необходимости внесения изменений в базовые договоры ЕС. Высказаны пожелания успеха.
Симпатия очевидна, хотя хорошо, что активно Россия не ввязывается в актуальные еэсовские разборки.