Сокращение спроса на рынках ЕС нанесло чувствительный удар по Китаю. Экспорт сокращается. Мелкие предприятия увольняют рабочих. Прогноз на увеличение ВВП в 2011 году снижен. Запасы инвалюты частично обесценились. Но, как подчеркивает эксперт «НГ», замедление темпов роста дает Поднебесной возможность перейти на новую модель развития экономики.
Китай отправляет одну пятую своего экспорта в страны Евросоюза. Поэтому уменьшение спроса в Европе больно бьет по каждому сектору китайской экономики – от производства игрушек до плазменных телевизоров. Только в городе Дунгуан в провинции Гуандун, которая больше всего производит экспортных товаров, закрылись за последние 10 месяцев около 450 мелких и средних компаний.
Весьма тревожные данные наблюдаются и в обзоре состояния промышленности, подготовленном банком HSBC. Он показал самое большое сокращение темпов прироста производства за последние 32 месяца, то есть с марта 2009 года. Применяемый банком индекс активности в промышленности (PMI), который составляется на основе опросов менеджеров по снабжению, в ноябре равнялся 48 пунктам. Это означает, что активность стала уменьшаться. Индекс, равный 50 пунктам, отделяет расширение производства от сокращения.
Однако Цюй Хунбин, экономист банка HSBC, поясняет, что паниковать не стоит. Дело в том, что снижаются темпы инфляции. А это означает, что Китай сможет совершить «мягкую посадку». Под этим термином Цюй подразумевает, что в ближайшие месяцы промышленное производство будет расти относительно умеренными темпами – 11–12%. Такой темп наблюдался лишь в 2009 году, когда Китай преодолевал последствия глобального экономического кризиса. В этом году прирост составит, как ожидают, около 14%.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков даже сказал, что в замедлении темпов роста есть положительная сторона. «Нет худа без добра. Китай поставил задачу перестроиться на новую модель развития: перейти от модели экстенсивного роста к интенсивной, инновационной модели. Замедление темпов создает условия для решения этой задачи. Не случайно в 12-й пятилетке поставлена задача снизить прирост ВВП до 7% в год».
В то же время ожидалось, что падение спроса на внешних рынках будет полностью компенсировано увеличением внутреннего спроса. Этого не произошло. Зависимость от мировой конъюнктуры остается сильной. Неопределенность в еврозоне действительно болезненно сказывается на китайской экономике, заключил эксперт.
До сих пор Китай имел огромный профицит во внешнеторговом балансе. В этом году, как полагают экономисты, опрошенные Washington Post, положительное сальдо торгового баланса составит примерно 150 млрд. долл. Но этот профицит уменьшается три года подряд. А в результате падения спроса в Европе и США может образоваться внешнеторговый дефицит.
Драматическое снижение спроса в Европе и США, требования работников фабрик о повышении зарплаты и увеличение обменного курса юаня – вот та трехголовая гидра, которая, по признанию китайских экспортеров, угрожает их благосостоянию. По мнению некоторых бизнесменов, ситуация сейчас даже хуже, чем в 2008 году. Тогда Пекин влил в экономику 586 млрд. долл. А сейчас заявляет, что такого стимулирования не будет. Ведь пакет стимулирующих мер хотя и оградил КНР от самых опасных последствий мирового кризиса, но породил серьезные проблемы, такие как избыток ликвидности и образование огромных долгов у местных правительств и государственных предприятий. Поэтому китайское правительство ставит основной целью обеспечить экономике «мягкую посадку».