По информации таджикских СМИ, в международном аэропорту афганской столицы арестован российский Ан-72, принадлежащий авиакомпании Rolkan Investments Ltd. Так это или нет на самом деле, понять сложно: руководители авиакомпании сделали на этот счет весьма противоречивые заявления. Сотрудники же посольства РФ в Афганистане предпочли отмолчаться.
Весь вчерашний день из Таджикистана и Афганистана поступала противоречивая информация о якобы имевшем место аресте в международном аэропорту Кабула российского самолета Ан-72, принадлежащего авиакомпании Rolkan Investments Ltd. Принимая во внимание тот громкий резонанс, который получил приговор таджикского суда в отношении летчиков этой компании – россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко, «НГ» неоднократно пыталась связаться с сотрудниками посольства РФ в Афганистане, которые должны были бы владеть более достоверной информацией. Однако каждый раз ответ коменданта был примерно таким: «Дипломаты заняты выяснением обстоятельств дела и отвечать на звонки не могут».
Судя же по попавшим на информационные ленты сообщениям, посольство опровергло информацию о задержании Ан-72 в аэропорту «Хаджи Раваш». И сделало это со слов источников в МИДе и МВД Афганистана. Сообщения об аресте Ан-72 не смогли подтвердить и в самой воздушной гавани афганской столицы.
Вчера утром таджикские СМИ сообщили о задержании в аэропорту Кабула Ан-72, который, как и самолеты Rolkan Investments Ltd, конфискованные по решению суда в Таджикистане, обслуживал голландскую компанию Supreme Food. Они сослались на директора аэропорта Якобулло Расули, по словам которого задержание произошло по приказу Министерства транспорта. Причина – у самолета не оказалось документов, необходимых для полетов на афганской территории.
Кроме того, пресс-секретарь Министерства транспорта Нангалай Клатвол сообщил, что ранее в Кабуле были задержаны еще два «незаконных» самолета. Вообще руководство афганского транспортного ведомства неохотно комментирует тему перелета двух Ан-72 из Кабула в таджикский Курган-Тюбе и вынесенный там приговор российскому и эстонскому пилотам. Лишь замминистра Саид Мехди подтвердил, что два самолета Ан-72 компании Rolkan, незаконно работавшие в стране, вылетели из Афганистана в Таджикистан. Еще два самолета этой компании, по его словам, остаются в Афганистане. Правда, находятся ли они под арестом, замминистра не уточнил.
Сообщения из Таджикистана и Афганистана поначалу опроверг гендиректор Rolkan Сергей Полуянов, который во вторник был объявлен Душанбе в международный розыск (см. «НГ» от 16.11.11). По его словам, задержанный в Кабуле грузовой Ан-72 с российским экипажем не принадлежит Rolkan. «Это не наш самолет, наших самолетов там сейчас нет», – сказал он Интерфаксу, пояснив, что по контракту в Supreme Food работает большинство грузовых перевозчиков. «Там многие с ними работают, они очень активно фрахтуют грузовые самолеты для своих целей», – подчеркнул Полуянов.
Спустя час с прямо противоположными разъяснениями выступил президент Rolkan Валерий Пфеффер. Оказалось, что самолет, вокруг которого вчера было столько разговоров, принадлежит все-таки Rolkan. «Это наш самолет, – сказал Пфеффер Интерфаксу. – Произошла путаница, когда заговорили об Ан-72, которого действительно у нас нет. Данный самолет – Ан-74 – действительно принадлежит нашей авиакомпании; он, так же как и задержанные в Таджикистане самолеты Ан-72, находился в аренде у компании Aerospace».
По словам Пфеффера, самолет Ан-74 не был арестован афганскими властями, и экипаж находится на свободе. «Дело в том, что Aerospace задолжал 2,5 миллиона долларов, поэтому самолет не хотели выпускать из аэропорта, когда мы за ним прилетели, – сказал Пфеффер. – Но мы заплатили положенные 40 тысяч долларов и передали весь пакет документов властям. Надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем забрать самолет. Летчики находятся на свободе, никто их не арестовывал».
По данным источника, близкого к Минтранспорта Афганистана, там без документов работают многие компании, в том числе и авиаперевозчики. Источник полагает, что министерство получило негласное распоряжение властей не регистрировать эти компании. Оно появилось после того, как президент Хамид Карзай начал борьбу с иностранными охранными фирмами. Через них в черную дыру утекают средства стран-доноров, выделяемые Афганистану, ибо они не платят налоги в бюджет, уходя в офшоры.
Что касается Rolkan Investmens Ltd., то, как выяснили СМИ, компания зарегистрирована на Виргинских островах, имеющих сомнительную репутацию налоговых гаваней. По словам генпрокурора Таджикистана Шерхона Салимзода, именно афганская сторона просила Душанбе арестовать самолеты, которыми пилотировали Садовничий и Руденко.