Переговоры по пересмотру двусторонних авиасоглашений со странами ЕС начнутся в январе 2012 года и должны закончиться в течение полугода, сообщили вчера «НГ» в Минэкономразвития. Отмену платы за транссибирские перелеты Евросоюз сделал одним из условий присоединения России к ВТО.
Москва близка к тому, чтобы пойти на уступки Брюсселю и отменить налог на пролет европейских самолетов через воздушное пространство России. Об этом первой сообщила вчера Wall Street Journal. По информации газеты, в письме к комиссару ЕС по делам торговли Карелу де Гухту министр экономического развития Эльвира Набиуллина пообещала, что в случае присоединения России к ВТО Москва отменит налог за полеты над Сибирью и Дальним Востоком. Именно об этом Россия и ЕС договорились еще в 2006 году, когда подписывали так и оставшийся на бумаге План мероприятий по либерализации рыночной доступности, взаимодействию по вопросам повышения уровня авиационной безопасности и модернизации транспортной инфраструктуры. Его вступление в силу означалo бы отказ России от практики взимания с европейских авиакомпаний мзды за беспосадочные полеты в Азию через территорию Сибири.
Согласно подсчетам аналитической компании Airline/Aircraft Projects, доля российского «налога на воздух» в каждом авиабилете туда и обратно на маршрутах из Европы в Азию составляет 10% от стоимости – в среднем около 100 долл. Роялти европейские компании платят с 1970 года. Тогда руководство СССР разрешило их самолетам летать над Сибирью, потребовав за это компенсации «Аэрофлоту» как национальному авиаперевозчику.
Отмена роялти позволит европейским авиакомпаниям экономить минимум 400 млн. долл. ежегодно и приведет к росту полетов над территорией России. «Месяц назад такое казалось невозможным», – заявил Wall Street Journal один из чиновников, знакомых с ходом переговоров. Ведь на прошедшем в октябре в Санкт-Петербурге «Авиационном саммите Россия–ЕС» Европейская ассоциация аэропортов ACI Europe осудила отсутствие прогресса в нормализации авиационных связей между Евросоюзом и Россией.
Готовность России идти на компромисс с ЕС связана с грядущим присоединением России к ВТО. «В ходе переговоров с Брюсселем вопрос об отмене роялти поднимался неоднократно, – пояснил «НГ» ситуацию профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. – В конце концов была достигнута договоренность, что эти поборы будут отменены к 2013 году. В ЕС считают их непрозрачным и мешающим конкуренции механизмом».
На вопрос «НГ», можно ли ожидать отмены сборов уже 1 января, как утверждает американская газета, в пресс-службе Минэкомразвития РФ сослались на слова директора департамента торговых переговоров Максима Медведкова: «Переговоры по пересмотру двусторонних авиасоглашений со странами ЕС начнутся в январе и должны закончиться в течение шести месяцев». Впрочем, по словам Медведкова, «речь не идет об отмене всех сборов за транссибирские перелеты – Россия сможет сохранить те сборы, которые основаны на стоимости услуг, транспарентны и не ведут к дискриминации между еэсовскими перевозчиками».
Наметившиеся сдвиги в разрешении спора с удовлетворением восприняты в Европе, в частности в Германии. Как сказал «НГ» директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Ааге Дюнхаупт, его компания «приветствует тот факт, что российские власти согласились на поиск новой основы для соглашений о воздушном сообщении и обсуждения новых возможностей решения проблемы». По его мнению, «чтобы сохранить конкурентоспособность европейской и российской авиации в условиях жесткой глобальной конкуренции, такие улучшения являются ключевыми».