Президент США Барак Обама вылетел во вторник в Австралию. Затем он посетит Индонезию, где примет участие в саммите Восточно-Азиатского сообщества. Поездка хозяина Белого дома в страны АТР направлена на укрепление военных и экономических связей. Обама откроет базу морпехов США в г. Дарвин (Австралия) и проведет переговоры, направленные на создание Транстихоокеанского партнерства (ТПП). Обозреватели усматривают в этом стремление США выиграть экономически на связях с Азией и попутно ослабить влияние Китая в регионе.
Участников прошедшего в уик-энд в Гонолулу саммита Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), похоже, заметно удивил тот факт, что главной новостью встречи стало объявление, касающееся их лишь частично. Восемь стран региона заявили о том, что они заключили рамочное соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). В его составе Бруней, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Вьетнам, Малайзия, Перу и США. Там же, в Гонолулу, премьер-министр Японии Йошихико Нода объявил о намерении принять участие в переговорах о членстве в ТТП. Следом о желании вступить в будущем в партнерство объявили Мексика и Канада. Можно ожидать, что в дальнейшем список интересующихся вступлением в партнерство расширится.
Таким образом, родившееся в 2006 году практически незамеченным Тихоокеанское экономическое стратегическое партнерство в составе четырех стран (Бруней, Чили, Новая Зеландия и Сингапур) на глазах превращается в крупнейшее торгово-экономическое объединение. Более значительное по размерам ВВП, чем Евросоюз или какая-либо другая экономическая группировка.
Ведущая роль в новой группировке определенно принадлежит США. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Барак Обама сделал упор на объявление о создании ТТП на своей пресс-конференции по итогам саммита АТЭС. По его словам, создание ТТП позволит значительно нарастить американский экспорт и занятость в стране. Представители США поясняют, что в рамках ТТП предусматриваются стандартные для такого рода торгово-экономических объединений меры по снижению пошлин и других торговых барьеров и – уже нестандартное – согласование торговых процедур и правил. Это облегчит работу фирм США на рынках АТР.
Вместе с тем пока оставлен без ответа ряд вопросов. Прежде всего вытекающих из того факта, что в ТТП полностью войдут страны – участницы Североамериканской зоны свободной торговли и лишь частично – других экономических объединений (например, АСЕАН и Меркосур). Как это скажется на работе последних, неясно.
Во-вторых, Китай пока остается за рамками ТТП. Официальные представители КНР, отвечая на вопрос о том, почему их страна не принимает участия в ТТП, отвечают, что Пекин не получил приглашения. А американские чиновники среднего ранга утверждают, что ТТП – «открытая организация», но дают понять, что Пекин не соблюдает всех правил свободной торговли. Так что даже если Китай и получит приглашение в ТТП, то с перечнем условий.
«Мы по по-новому взаимодействуем экономически, политически и на базе безопасности, чтобы сформировать будущее АТР», – сказал по этому поводу заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бенджамин Родс.
Как считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, создание Транстихоокеанского партнерства отражает недовольство Вашингтона состоянием дел в АТЭС, которое так и не превратилось из дискуссионного форума в торговое объединение. США решили создать более узкую, чем АТЭС, группировку, которая пошла бы пути тесного торгово-экономического сотрудничества. Поэтому вполне объяснимы вопросы, которые имеют к ТТП страны, в него не приглашенные.
По словам эксперта, вступление Японии в новую организации – дело далеко не решенное. Пока речь идет лишь об участии Токио в переговорах по ТТП. В то же время в Японии ширятся выступления против шага, который может подорвать сельское хозяйство страны. Ведь оно, особенно рисоводство, выживает лишь благодаря высоким импортным пошлинам. Против выступает даже ведущая партия оппозиции – ЛДП. С другой стороны, промышленные круги, особенно крупные компании, заинтересованы в том, чтобы шире открыть для себя внешние рынки.