В Берлине состоялась акция протеста против расистских преступлений национал-социалистов.
Фото Reuters
Сегодня в Лейпциге завершается съезд Христианско-демократического союза. Он собрался в обстановке внутрипартийных споров по европейской и социальной политике, трудностей либерального партнера, расшатывающих черно-желтую коалицию. Этому событию предшествовал на уик-энд съезд во Франкфурте-на-Майне Свободной демократической партии (СвДП), озабоченной критически рухнувшим имиджем и перспективой не войти в следующий состав Бундестага.
В ХХI веке съезд ХДС проводится в Лейпциге уже второй раз. Причем в отличие от 2003 года проходит под знаком определяющего авторитета лидера партии федерального канцлера Ангелы Меркель. Различается и проблематика. Восемь лет тому назад форум ориентировался на неолиберализм и первородные постулаты партии. С тех пор ее лидер стала федеральным канцлером, отодвинула со сцены соперников и, как отмечается в СМИ, «отдала на заклание немало священных коров» политики ХДС. Состоялись отказ от всеобщей воинской обязанности, выход из атомной энергии.
Ныне в повестку дня Лейпцига-2 вынесен вопрос о минимальной заработной плате, который ранее ХДС отвергался как элемент плановой экономики.
Сегодня ради власти Меркель пододвигает партию к модернизированным установкам. На днях она заявила, что намерена бороться на выборах 2013 года за свое третье канцлерство. Но по сегодняшним рейтингам продлению черно-желтой коалиции не бывать. Очевидно, что Меркель ищет иные варианты.
В Лейпциге канцлерин сумела предотвратить раскол партии по минимальной зарплате, предложив свой компромиссный вариант решения. Он не предусматривает законодательной минимальной нормы оплаты труда для всех отраслей экономики. Тем самым может стать приемлемым для либерального партнера. Хотя социал-демократы несомненно подвергнут его критике.
С прицелом на следующие выборы Меркель и ее партия вполне смогут теперь апеллировать к электорату, как партия, нашедшая формулу устранения несправедливостей в оплате труда.
Предложенная съезду федеральным правлением ХДС резолюция по европейской политике тоже имеет предвыборный подтекст. С одной стороны, она политически благословляет курс федерального правительства в поддержку европейских стабфондов, решений брюссельских саммитов, касающихся долгового кризиса и стабилизации евро. С другой стороны, ставится задача введения налога на финансовые трансакции, изменения европейских договоров в сторону ужесточения контроля за нарушителями бюджетных предписаний, а также разработки порядка возможных исключений из еврозоны.
Впрочем, в те же дни, когда руководство правящих партий было занято подготовкой и проведением своих съездов, германское общество столкнулось с фактами угрожающей активизации неонацистских сил. В стране раскрыта террористическая ячейка боевиков «Национал-социалистское подполье». На ее счету целая серия убийств лиц турецкого происхождения, а также одного полицейского. Многолетнее существование этой банды федеральный канцлер Ангела Меркель назвала вчера «позором для нашей страны».
Скандальное выявление этих фактов совпало по времени со съездом в субботу неонацистской НДП в небольшом бранденбургском городе Нойруппин. Его участники «переформатировали» руководство партии. Новым председателем избран 40-летний Хольгер Апфель, возглавляющий фракцию НДП в саксонском Ландтаге, а заместителем Удо Пасторс, благодаря активности которого неонацисты появились и в Ландтаге Мекленбурга – Передней Померании.
По анализу профессора Кристофора Буттервеге, преподающего политологию в Кельнском университете, «НДП отчетливо становится опаснее». Она маскируется, провозглашая «серьезный радикализм» и ставя задачу проникнуть в срединные слои общества. Идеологически между НДП и неонацистскими террористами разница не усматривается.
На этом фоне многие политики и организации опять поднимают вопрос о запрете НДП, получающей как легальная партия даже средства из федерального бюджета.