Согласно берлинским и варшавским источникам, министры иностранных дел Польши - Радослав Сикорский и Германии - Гидо Вестервелле предлагают разработать новую стратегию ЕС в отношении России. Подготовленный совместный документ на эту тему направлен руководителям МИД других стран ЕС, а также верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Первое обсуждение польско-немецкого демарша может состояться уже на встрече в понедельник главных дипломатов стран сообщества в Брюсселе.
Судя по цитатам из этого польско-германского документа, которые приводят мюнхенская Sueddeutsche Zeitung и варшавская Gazeta Wyborcza, его авторы настроены в отношении российско-еэсовских перспектив весьма настороженно. Во-первых, они констатируют «экономическую и политическую летаргию» в отношениях с Москвой. Во-вторых, напоминают, что «между ЕС и Россией сохраняются разногласия». В-третьих, считают необходимым довести до сведения инстанций ЕС, что «запланированный обмен постами между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным не вселяет надежду».
Несмотря на все это, разработчики документа все-таки не видят иной возможности, как «следовать курсом, направленным на расширение отношений между ЕС и Россией». Более того, России сулят «подобающее место в демократической Европе свободы и процветания». Нам и впредь обещана поддержка в модернизации экономики и социальной и политической системы.
Но не просто так. По мнению авторов документа, «Европа должна получать отчет от России за обещания и взятые на себя обязательства». Причем «это касается не только экономики, но и международной безопасности, правового государства, соблюдения прав человека, свободы СМИ и демократических ценностей. Только при соблюдении этих условий взаимного доверия, уважения международного права и практического сотрудничества будет развиваться стабильное партнерство», – цитирует документ ИТАР-ТАСС. Контроль таким образом должен быть больше, чем ЕС и МВФ в Греции.
Однако и это не все. Вестервелле и Сикорский ожидают также, что в военной сфере Россия откажется от угроз и будет уважать основные принципы ООН, ОБСЕ и Совета Европы. По логике польско-германского документа, Москва до сих пор этого не делает.
Похоже, что инициатором представленной Брюсселю «концепции» является Польша. В этом полугодии она председательствует в сообществе и «по долгу службы» причастна к подготовке очередного саммита РФ-ЕС, который намечен на декабрь. Теоретически в это русло вполне укладывается выдвижение свежих идей и конструктивных предложений. Однако ничего подобного обнаружить в польско-германском демарше при всем желании невозможно. Преобладает повторение давно знакомых претензий, упреков, условий в адрес Москвы. Трудно представить, чтобы такой документ мог бы быть переговорной основой предстоящего саммита ЕС-РФ.
Другое дело польские амбиции. Польское радио приводит высказывания депутата «Гражданской платформы» Ярослава Говина. Он видит в документе Сикорский-Вестервелле подтверждение того, что Польша намерена играть на европейской арене одну из ведущих ролей. Политик отметил, что в письме России поставлены жесткие условия. И продолжал: «По моему мнению, это письмо приобретает еще большее значение в свете того, что в последние дни имело место явление, очень тревожное с точки зрения Польши. А именно – газ пошел по Северному газопроводу. Думаю, что министр иностранных дел Германии не случайно подчеркнул солидарность с Польшей».
Вот это и любопытнее всего. Как пишет Sueddeutsche Zeitung, совместная инициатива Германии и Польши в данной сфере весьма примечательна, если учесть, что еще несколько лет назад взгляды этих стран на политику в отношении России были абсолютно различными. Если Германия традиционно пользовалась в ЕС репутацией адвоката России, то Польша часто предостерегала от наивности в отношениях с Москвой.
Все это как-то расходится с тем, как по крайней мере на фоне недавнего открытия газопровода «Северный поток» выглядит линия федерального канцлера Ангелы Меркель. Если глава МИД ФРГ вместе со своим польским коллегой узрел экономическую и политическую летаргию в отношениях с Москвой, то канцлерин говорит на торжественной церемонии пуска этой энергоартерии о выдающимся примере сотрудничества России и ЕС. А присутствие 8 ноября в Любмине «столь многих представителей европейских стран» называет «свидетельством того, что мы делаем ставку на надежное партнерство с Россией и в будущем».