Внезапный поворот Меркель в социальной политике сопровождается острыми спорами в рядах ее партии. Отражая настроения части консервативного лагеря, мюнхенская Sueddeutsche Zeitung вчера сообщила, что канцлерин выхолащивает его идеологические основы. Глава фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Фолькер Каудер заявил, что политическое фиксирование минимальной зарплаты ничего не дает.
Особенно возмущается экономическое крыло христианских демократов. По убеждению этих кругов, введение минимальной зарплаты не сочетается с рыночной экономикой.
Очевидно, все это просчитывается в калькуляциях Меркель и ее окружения. Во-первых, формально ставится вопрос не о минимальной зарплате, а о «нижней грани зарплаты для всех отраслей». Во-вторых, речь идет не о ее законодательном определении Бундестагом, а о договоренности, согласно которой нижний уровень будет определяться тарифными партнерами.
Как сообщает cо ссылкой на информированные круги Welt am Sonntag, канцлерин поручила представителям двух разных партийных крыльев выработать общую модель решения проблемы, согласовав ее с профсоюзами и работодателями.
Это, однако, не успокаивает экономические круги. Председатель Федерального объединения немецких союзов работодателей Дитер Хундт считает такое изменение политической позиции сомнительным. Кроме того, напоминает он, законодательное определение минимальной зарплаты отвергается в коалиционном договоре ХДС, ХСС и СвДП.
По мнению Дитера Хундта, определяемый комиссией нижний уровень все равно «остается политической, законодательной минимальной зарплатой». Объединение машиностроительной промышленности заявляет, что инициатива ХДС является очковтирательством, ибо дело идет о минимальной зарплате. А председатель Объединения среднего сословия Ханс Миттельбах (ХСС) говорит, что повсеместное введение минимальной зарплаты «противоречит принципам рыночной экономики». По всем параметрам наметки ХДС, конечно, не то, чего годами добиваются социал-демократы, зеленые и левые, требуя принятия именно соответствующего закона. Да и цифровые ориентиры ХДС ниже требования Объединения немецких профсоюзов о минимальной зарплате в 8,5 евро в час.
Пока лидеры оппозиционного политспектра посмеиваются: канцлерин-де пошла на плагиат, перенимая их требования. В печати замелькали заголовки «Товарищ Меркель», «Появилась новая рабочая партия». Но оппозицию не может не беспокоить сам факт признания ХДС проблемы минимальной зарплаты. ХДС предпринимает весьма серьезный внутриполитический шаг, вторгаясь на поле, которое всегда считалось доменом левых. И одна из ближайших соратниц канцлерин министр труда Урсула фон дер Лайен заявляет: «Вопрос уже не в том, будем ли мы иметь минимальную зарплату, а лишь в том, как правильно определить ее параметры».
Остается вопрос: ради чего Ангела Меркель переходит на противоположные позиции, вызывая недоумение, споры, недовольство в партии, экономических кругах, обществе? Думается, что глубинный мотив ее нового (после отказа от атомной энергетики) крутого разворота в политике – виды на расширение электоральной базы, подготовка иных коалиционных комбинаций. Иными словами, заблаговременное выстраивание перспектив сохранения власти и после выборов 2013 года.