Вчера в Сирии приступила к работе специальная комиссия, которой поручено в ближайшие месяцы подготовить проект новой Конституции страны. Таким образом власти надеются переломить ситуацию и предотвратить скатывание страны в пропасть гражданской войны. На этом фоне вновь активизировалась Лига арабских государств (ЛАГ), ее представители передали сирийским властям план урегулирования ситуации в стране. В рамках этой инициативы Дамаск должен начать переговоры с оппозицией и предпринять конкретные шаги для прекращения репрессий.
«Мы сделали серьезное предложение, призванное прекратить убийства и положить конец всем формам насилия», – заявил министр иностранных дел Катара шейх Хамад бин Джассим ат-Тани после встречи с сирийским коллегой Валидом Муаллемом и советницей президента Асада Бусейной Шаабан.
Напомним, что две недели назад ЛАГ потребовала от Дамаска прекратить насилие и даже рассматривала вопрос о приостановке членства Сирии в организации, однако эта инициатива не набрала необходимого числа голосов.
Нынешний план урегулирования предусматривает начало диалога между правительством и оппозицией, который будет вестись в Каире при посредничестве ЛАГ. Кроме того, страны региона призвали власти САР вывести танки и другую бронетехнику с улиц городов, чтобы избежать новых жертв и продемонстрировать оппозиции добрую волю. Однако ранее Дамаск решительно отверг подобную возможность, заявив, что речь идет о внутреннем деле Сирии.
Накануне президент Башар Асад дал интервью ряду зарубежных СМИ. Он сказал, что иностранное вмешательство приведет к превращению Сирии в еще один Афганистан. «Любая проблема в Сирии приведет к тому, что вспыхнет весь регион», – заявил он.
Это, очевидно, понимают и в других арабских столицах. Глава МИД Катара, например, отметил, что в случае дальнейшей дестабилизации обстановки в САР «буря ждет весь регион». По словам шейха Хамада, предотвратить ее могут только решительные действия сирийского правительства. Вместе с тем он предупредил, что, продолжая кровопролитие, президент Асад сам провоцирует иностранное вмешательство, поскольку мировое сообщество не может безучастно смотреть на гибель мирных граждан.
Тем временем аналитики высказывают мнение, что Сирия сейчас балансирует на грани настоящей гражданской войны между различными конфессиональными группами (там проживают сунниты, алавиты, христиане). В стране растет количество вооруженных людей. Это и дезертиры, и бедуины, и боевики-исламисты из Ирака. Оружие поступает контрабандой от соседей, в первую очередь из Ливана.
Поэтому сейчас все чаще можно услышать, что власти Сирии теряют драгоценное время, поскольку, чтобы спасти ситуацию, нужно срочно принять новую демократическую Конституцию, возродить многопартийную систему и провести по-настоящему свободные выборы.
Между тем президент Асад и его окружение признают, что в первые недели выступлений оппозиции власти допустили ошибку, применив силу против демонстрантов. В интервью российским журналистам сирийский лидер заверил, что готов к диалогу с оппозицией. «Мы будем сотрудничать со всеми политическими силами, и с теми, которые существовали до кризиса, и с теми, которые появились в ходе него», – сказал Асад.
Определенный оптимизм внушает и тот факт, что вчера в Сирии приступила к работе специальная комиссия, которой поручено разработать новую Конституцию страны. Она должна сменить старую, написанную еще в 70-е годы прошлого века и закрепляющую монополию на власть Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Предполагается, что работа над новым текстом займет четыре месяца, а в феврале уже состоятся первые за много десятилетий многопартийные выборы в парламент.