В Лондоне были устроены пикеты против участия Британии в ЕС.
Фото Reuters
В бельгийской столице сегодня ожидается еще один, точнее даже два политико-дипломатических раута на высшем европейском уровне: сначала мини-саммит 17 стран еврозоны, который перейдет в большой саммит всех 27 глав государств и правительств ЕС. В повестке дня (хотя вернее вечера, поскольку оба синклита начнутся уже в темное время этой среды) – представление и утверждение многострадальной и многообещанной программы преодоления еврокризиса, стабилизации финансовых рынков и предотвращения угрожающих государственных банкротств. Сложность и острота вопроса таковы, что в Берлине вновь оказалась под вопросом прочность правящей коалиции.
Западная пресса характеризует заключительный этап подготовки этого пакета не иначе как хаотический. Почти по всем вопросам есть сомнения и разночтения. Их согласование продлится даже в первую половину среды, что называется, до последней минуты.
Наибольшая неясность царит по самому спорному вопросу – об инструментарии Европейского финансово-стабилизационного фонда (ЕФСФ). По закону его кредитные возможности ограничены 440 млрд. евро. Но долговая ситуация еврозоны требует их многократного увеличения.
В поиске выхода рассматриваются две модели. Одна – уполномочить ЕФСФ стимулировать кредитование шатких стран евро частными инвесторами 20–30-процентным страхованием их рисков. Это так называемое кредитное плечо или рычаг. Другая предусматривает создание при Европейском стабфонде «трастового фонда», называемого в обиходе также «кредитной кастрюлей». Наполнять ее деньгами могут страны, не имеющие отношения к евро, и, возможно, МВФ. Но в первую очередь в кругах ЕС имеют в виду китайские валютные резервы в 2,4 трлн. долл. По этому поводу лидер фракции социал-демократов в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер заметил: «Нам следовало бы об этом подумать».
На каком варианте остановятся сегодня в Брюсселе, гадать трудно. К тому же президент ЕС Херман ван Ромпей говорил о компиляции обоих проектов. В наблюдаемой путанице мелькают и, казалось бы, совершенно невероятные вещи. Так, берлинская пресса сообщила вчера, что в «неофициальном немецком рабочем переводе» проекта документа для глав государств и правительств сообщества, в частности, упоминается возможность оплаты странами-банкротами кредитов ЕФСФ «материальными ценностями». Что весьма напоминает знакомую россиянам в 90-е нередкую выплату зарплат товарами предприятий.
Как предупредила канцлерин Ангела Меркель, предполагаемые решения в Брюсселе «не станут последним шагом». О развале ЕС речь не идет, но ситуация слишком сложна, чтобы внушать уверенность в гарантированном успехе «всеобъемлющего пакета» антикризисных мер. Общему знаменателю усилий не содействуют и напряженные личные отношения между рядом лидеров.
Не все так ладно в германо-французском тандеме, как это демонстрируется на публике. Недоволен итальянский премьер Сильвио Берлускони. Его оскорбили замечания, высказанные французским президентом Николя Саркози и Ангелой Меркель во время воскресной беседы в Брюсселе. «В ЕС никто не вправе читать лекции партнерам», – заявил Берлускони в понедельник. В противовес предъявляемым его правительству требованиям он подчеркнул, что Италия является «солиднейшей страной Европы», и пообещал выровнять бюджетный дефицит к 2013 году. Тем не менее вчера итальянские СМИ распространяли слухи, что премьер потребовал полной поддержки кабинетом его линии.
У Дэвида Кэмерона не мог не остаться осадок от воскресной стычки с Саркози, который потребовал от британского премьера «заткнуть рот». Существенней, однако, что в понедельник британский парламент хотя и отклонил предложение о референдуме по вопросу об отношениях с ЕС, но 111 депутатов голосовали «за», причем не менее 80 – из правительственных фракций. Лондонская пресса расценивает это как поражение премьера. А с учетом того, что, по данным опросов, только 40% британцев поддерживают ЕС, а 49% стоят за выход из него, едва ли можно ожидать активного содействия Кэмерона работе саммита в Брюсселе.
Особое внимание привлекает ситуация в Берлине. По немецкому закону новые решения, предусмотренные для брюссельского саммита, нуждаются в предварительном обсуждении и согласии бюджетного комитета Бундестага. Из этого исходили еще в понедельник днем. Но к вечеру было неожиданно объявлено, что вопрос выносится на пленарное заседание Бундестага.
Это рискованный политический шаг Меркель. Как и при ратификации закона о ЕФСФ, вновь встала проблема обеспечения «канцлерского большинства» фракциями черно-желтой коалиции. Ряд ее депутатов уже заявили, что не поддержат изменения процедур ЕФСФ, кредитные возможности которого, согласно канцлерин, предусматривается увеличить до 1 трлн. евро. Критики в Бундестаге говорят, что детали намечаемых решений неизвестны, голосовать предлагается только за «основные направления» деятельности фонда. Позиции оппозиционных социал-демократов и зеленых вчера к вечеру еще не были определены.
В Берлине все будет решаться буквально за считанные часы до самого саммита. Заседание начнется в полдень в среду с правительственного заявления Ангелы Меркель. Затем состоятся дебаты и голосование, которое ответит на вопрос не только о мандате для Брюсселя, но и о степени прочности ее коалиции.