Дома больше социализма, за рубежом – больше Конфуция и ценностей китайской культуры. Таков лейтмотив решений пленума ЦК КПК, состоявшегося в Пекине. КНР усилит борьбу против чуждых влияний на молодежь и одновременно будет продвигать свою «мягкую силу» на Западе. По утверждению западных обозревателей, обсуждался также кадровый вопрос в связи с предстоящим уходом Ху Цзиньтао с поста генсека партии.
Пленум ЦК КПК, закрывшийся на этой неделе в Пекине, прошел за закрытыми дверями. Официальная китайская пресса и даже блогеры, обычно словоохотливые, хранили молчание о том, что происходит на встрече примерно 370 самых влиятельных людей в Поднебесной. Патрик Чованик, доцент университета Цинхуа в Пекине, сравнил Центральный комитет с коллегией кардиналов, выбирающих Папу Римского.
Но по крайней мере в Риме мир узнает о результатах, когда из трубы пойдет дым, а тут все покрыто тайной.
В итоговом документе ЦК сообщил лишь о том, что 18-й съезд партии, после которого и должны состояться перестановки в верхах, пройдет во второй половине 2012 года. На съезде состоится самая важная передача власти за целое десятилетие. Генеральный секретарь КПК Ху Цзиньтао, который уже занимает этот пост два пятилетних срока, должен уйти в отставку. А в следующем году он уйдет и с должности председателя КНР. Его должен сменить заместитель председателя КНР Си Цзиньпин.
Если все пойдет по плану, то рокировка произойдет и на уровне главы правительства. Премьера Вэнь Цзябао сменит вице-премьер Ли Кэцян.
Стало быть, все предопределено, назначение людей, которым предстоит «рулить» страной с самым большим населением в мире, определяет узкая номенклатурная верхушка. И все же не хочется упрекать Китай в отсутствии демократии. Китайцы по крайней мере создали систему смены вождей, застраховали себя от узурпации ими власти. А мы себя застраховали?
Кстати, в истории наших двух стран есть, увы, сходные периоды. У нас был Сталин, у китайцев – Мао Цзэдун. Результаты их правления известны.
Впрочем, официально на пленуме доминировал не кадровый, а культурно-идеологический вопрос. Как видно из итогового документа, партия призывает граждан «укреплять чувство национального самосознания и веру в китайскую культуру». Это предполагает пропаганду «коренных ценностей социализма».
Более загадочно звучит призыв позаботиться о «культурной безопасности», а также «наращивать мягкую силу» страны и международное влияние китайской культуры.
Формулировки китайских съездов и пленумов порой нужно разгадывать как ребусы. Мы попросили главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Якова Бергера прокомментировать итоги совещания.
«Нынешний момент требует не только перехода на новую модель экономического развития. Обнажились и разногласия внутри партии. Вэнь Цзябао ратует за политическую реформу, его оппоненты, как и у нас, – за политическую стабильность. Но все руководство обеспокоено тем, что молодежь находится под сильным влиянием американских фильмов, стандартов поведения и развлечений.
С другой стороны, бурное развитие рыночных отношений ведет к усилению социального неравенства, отчуждению людей от партии, кризису доверия. Вот почему ставится задача укрепить веру в социалистические идеалы, добиваться сплочения общества вокруг партии», – отметил эксперт.
В ЦК КПК также осознают, что сохранить роль мощной державы на международной арене Китаю не удастся, если рост экономики не будет сопровождаться увеличением его «мягкой силы», влияния китайской культуры за рубежом.
В этом плане немалую роль играют институты Конфуция. Они действуют и в России. Например, на Дальнем Востоке они помогают нашим китаистам и преподавателям китайского языка ездить на стажировку в КНР. Словом, Пекин, очевидно, будет тратить еще больше средств, чем сейчас, на продвижение достижений китайской экономики и лучших образцов китайской цивилизации за границей, заключил эксперт.
Этот вывод подтверждает и комментарий в центральном органе КПК газете «Жэньминь жибао». Китай, как известно, завалил магазины многих стран своими телевизорами. Но, как отмечает газета, «страна, которая экспортирует только свои телевизоры, а не свои идеи, никогда не станет великой державой».