В Лондоне состоялось предварительное слушание суда коронеров по поводу смерти Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году. Англия объявила главным подозреваемым россиянина Андрея Лугового и потребовала его выдачи. Россия отвергла это требование. Во время заседаний должны будут дать показания представители спецслужб Британии. Между тем вдова Литвиненко признала, что он был британским шпионом.
Суды коронеров в Англии ведут дела о насильственной или скоропостижной смерти. Суд коронера в лондонском районе Санкт-Панкрас начал предварительное расследование о предполагаемом убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Он умер в ноябре 2006 года, как полагают, в результате отравления полонием-210.
Заседание прошло за закрытыми дверями. На нем присутствовали адвокаты Андрея Лугового. Они потребовали расширенного слушания, чтобы иметь возможность изучить все материалы, касающиеся смерти Литвиненко. Ответа на этот запрос не поступило.
В то же время, как передало РИА Новости, посольство России в Соединенном Королевстве заявило на своем сайте: «Российская сторона разочарована тем, что предварительное дознание по поводу смерти российского гражданина Александра Литвиненко┘ будет закрыто для публики и средств массовой информации. В результате российские СМИ и представители российского посольства не смогут присутствовать на заседании».
Принимая во внимание важность дознания для отношений между Россией и Соединенным Королевством и очевидную необходимость установить истинную причину смерти Литвиненко, «мы считаем, что только открытые слушания могут гарантировать беспристрастное разбирательство», – говорится в заявлении посольства.
По сообщению газеты Sunday Mail, российское правительство оплачивает услуги английских юристов высшей квалификации для защиты Лугового. В связи с этим вдова бывшего сотрудника ФСБ Марина Литвиненко призвала британскую публику жертвовать средства на ее адвокатов. Ранее она признала в интервью РЕН ТВ, что получает средства от Бориса Березовского.
По вопросу об оплате защитников российская сторона утверждает, что Луговой участвует в процессе как частное лицо.
В беседе с английской газетой Марина Литвиненко впервые признала, что ее муж работал на британскую службу безопасности MI5 и внешнюю разведку MI6. Ему заплатили десятки тысяч фунтов стерлингов за помощь.
Ранее вдова это отрицала. Теперь она говорит, что Литвиненко был консультантом английских спецслужб больше года. Марина говорит: «Он не сообщал мне о каждой встрече с MI6, но сказал, что им помогает». По словам Марины Литвиненко, она хочет, чтобы были расследованы все события, приведшие к «казни, которую спонсировало российское государство».
Дознание должно будет установить, какую роль Литвиненко играл в действиях английских спецслужб, касающихся России. Оно также должно будет ответить на вопрос, могли ли их агенты предотвратить смерть Литвиненко.
Андрея Лугового представляет Джессика Саймор, барристер (адвокат, имеющий право выступать в суде). Саймор специализируется на делах, касающихся прав человека.
Саймор сказала, что дознание должно быть широким. Оно должно дать возможность следователю изучить все относящиеся к делу вопросы, чтобы отвести многочисленные обвинения в адрес Лугового, «особенно следствие должно иметь возможность рассмотреть все другие версии, включая несчастный случай и самоубийство».
По сообщениям английской прессы, Луговой сможет выступить на процессе с помощью видеосвязи. Ожидают, что следствие продлится несколько месяцев.