Что ожидалось, то и случилось. Верхняя палата Конгресса проголосовала за билль, цель которого – заставить Китай ревальвировать юань. Центробанк КНР осудил законопроект. На фоне спора с Америкой визит премьер-министра РФ Владимира Путина позволил Пекину продемонстрировать прочность отношений с Россией. Но, по мнению эксперта «НГ», противоречия между двумя державами по экономическим вопросам и на пространстве бывшего Союза сохраняются.
Сенат США в минувший вторник проголосовал за законодательство, которое призвано вынудить Белый дом добиваться повышения пошлин и введения других наказаний в адрес стран, манипулирующих валютными курсами. Билль направлен на то, чтобы помочь американским фирмам, которые утверждают, что, сдерживая рост цены юаня по отношению к доллару, Пекин субсидирует своих экспортеров.
За билль проголосовали 63 законодателя. Причем среди них были как демократы, так и республиканцы. Против проголосовали 35 сенаторов. Противники законопроекта говорят: если он станет законом, то Пекин может принять ответные меры, затрагивающие американские компании, базирующиеся в Китае. Возможна торговая война.
Американская пресса называет законопроект болезненным уколом Пекину. В то же время Wall Street Journal пишет, что он вряд ли станет законом. Лидеры Палаты представителей, контролируемой республиканцами, дали понять, что не жаждут вынести законопроект на голосование.
Лидер республиканского большинства в палате Джон Бойнер назвал позицию сторонников билля опасной и сказал, что будет сопротивляться попыткам вынести его на голосование.
Это будет самым лучшим вариантом для администрации президента США Барака Обамы. Белый дом в прошлом выступал против инициатив Конгресса, но в то же время использовал угрозу введения в силу мер, предложенных законодателями, чтобы потребовать от Китая ускорить темп повышения курса юаня.
Эту тактику Обама применил и на прошлой неделе, когда он, с одной стороны, обвинил Китай в валютных манипуляциях, а с другой – выразил беспокойство тем, как сенатский законопроект отразится на международных обязательствах США.
Что касается Китая, то его Центробанк выразил решительный протест США и указал, что с 2005 года курс юаня вырос более чем на 30%.
На фоне всплеска американо-китайских противоречий визит Владимира Путина в Китай выглядел как демонстрация того, что Москва и Пекин уверенно идут по пути укрепления отношений. Недаром глава российского правительства заявил, что КНР и РФ довели межгосударственные связи до очень высокого уровня, которого в истории двух стран еще не было. Касаясь международных дел, Путин подчеркнул: «Мы научились консолидированно выступать, защищая свои законные интересы».
Премьер не разъяснил, имел ли он конкретно в виду то, что Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН наложили вето на проект резолюции по Сирии, предложенный западными державами.
В беседе с «НГ» доктор исторических наук Юрий Галенович подчеркнул, что общую позицию по некоторым вопросам Москва и Пекин занимали и раньше. «Но еще не известно, чем обернется двойное вето на сей раз, и не пострадают ли в итоге потрясений, переживаемых Сирией, экономические интересы России».
«Во внешней политике КНР придерживается принципа абсолютной независимости и самостоятельности при принятии решений. Думаю, она очень хотела бы, нисколько не поступаясь этим принципом, чтобы Россия действовала в соответствии с интересами Китая. Этот момент нашим политикам стоило бы учитывать», – считает Галенович.
Эксперт указал на то, что орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» назвала Путина старым другом китайского народа. Среди его личных качеств она отметила «бесстрашие и бескорыстие». «Это означает, что, учтя решение Путина баллотироваться в президенты, китайское руководство взяло курс на поддержание отношений с ним в ближайшие годы».
В то же время нельзя сказать, что в отношениях России и Китая нет ни облачка. Не говоря уже о разногласиях по цене на энергоносители, даже китайские аналитики признают: в Центральной Азии да и на всем пространстве бывшего Советского Союза между Китаем и Россией могут возникать трения.