В Сенате США вчера должно было состояться голосование по «биллю о юане». Конгрессмены утверждают, что курс юаня занижен на 25–40%, что дает преимущество китайским экспортерам и увеличивает безработицу в Америке. Они грозят повысить тарифы на китайские товары. КНР отвергла обвинение, но позволила юаню подорожать. В то же время Пекин, обеспокоенный стабильностью ведущих банков, скупает их акции.
Вчера американские сенаторы готовы были к окончательному голосованию по законодательству, которое ставит целью заставить Китай ревальвировать его валюту. Валютный билль «может привести к созданию 2 миллионов рабочих мест или их сохранению, причем это ничего не будет стоить налогоплательщику», – заявил сенатор Шеррод Браун.
По мнению американских политиков, юань недооценен примерно на 25–30%, а возможно, и на 40% по отношению к доллару. Это означает, что китайские товары стоят в США на 25–30% дешевле, а американские товары, экспортируемые в Китай, настолько же дороже, передает агентство АР.
На момент подписания номерав печать сообщений о том, что голосование в Сенате состоялось, не поступало. Однако накануне этого предполагаемого события Пекин позволил курсу юаня по отношению к доллару подскочить вверх. Как сообщило агентство Синьхуа, был установлен рекорд. Впервые за последние пять лет китайская валюта преодолела рубеж в 6,35 юаня за 1 долл.
Был ли это примирительный жест со стороны Пекина, или он действовал в соответствии с экономической целесообразностью? Отвечая на этот вопрос «НГ», ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин сказал, что, «возможно, это уступка. Китай отказывался пойти навстречу Вашингтону, требовавшему резко ревальвировать юань. Заявлял, что ни у кого на поводу не пойдет, будет пересматривать курс только постепенно. Но Пекин заинтересован в американских инвестициях, технологиях. Поэтому в какой-то мере подорожание юаня продиктовано политическими соображениями. Оно может помочь смягчить противоречия с США».
Одновременно с повышением обменного курса Пекин сделал еще один шаг в финансовой сфере, вызвавший многочисленные комментарии экономистов за рубежом. Хуэйцзинь, ветвь Суверенного фонда КНР, объявила, что будет выкупать акции у крупнейших банков – Банка Китая, Сельскохозяйственного банка Китая, Строительного банка Китая, Промышленного и коммерческого банка Китая. Суверенный фонд пояснил, что эта мера преследует цель «поддержать здоровье и развитие ключевых финансовых институтов, принадлежащих государству, и стабилизировать цены на акции коммерческих банков, принадлежащих государству».
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что упомянутые выше банки, хотя и принадлежат государству, «работают, как любой коммерческий банк. То есть они должны соблюдать определенные международные стандарты, получившие название «Базель 3».
С другой стороны, финансовые рынки штормит. У китайских банков тоже много плохих активов. Ситуацию нужно выправлять. Этим и вызвано решение о выкупе акций. Это не связано с колебаниями курса юаня по отношению к доллару».