Победитель парламентских выборов в Латвии – политическое объединение «Центр согласия» (ЦС) – останется в оппозиции. Если только до 17 октября его лидеру Нилу Ушакову не удастся убедить президента в том, что без представителей ЦС новое правительство не продержится и года.
Переговоры о формировании правящей коалиции в Латвии продолжались три недели. Их итог оказался неутешительным для ЦС, который впервые в истории независимости Латвии победил на выборах 17 сентября и получил 31 из 100 мест в Сейме. В коалицию войдут политические оппоненты ЦС – Партия реформ Затлерса (ПРЗ) во главе с экс-президентом Латвии и объединение «Единство», возглавляемое премьер-министром Валдисом Домбровскисом. К ним примкнуло националистически настроенное объединение «Все для Латвии! – Отчизне и свободе/Движение за национальную независимость Латвии». У новой коалиции будет 56 голосов: 22 – у ПРЗ, 20 – у «Единства» и 14 – у националистов.
Представляющему преимущественно русскоязычный электорат ЦС придется остаться в оппозиции. Впрочем, хотя оппоненты и называют ЦС во главе с первым русским мэром Риги Нилом Ушаковым пророссийским объединением, он себя так не позиционирует, а называет межэтнической силой, придерживающейся левой социал-демократической идеологии. В его программе нет пункта о придании русскому языку второго официального или предложения автоматически предоставить гражданство всем 350 тыс. все еще «негражданам».
Как выяснилось, в ходе переговоров экс-президент Латвии Валдис Затлерс отдавал предпочтение союзу с ЦС, что вызвало недовольство у «Единства», которое сперва также не исключало сотрудничества с победителем выборов. Однако в итоге выбор «Единства» пал в пользу национальной коалиции.
При участии ЦС коалиция имела бы 73 голоса в Сейме, что позволяет проводить конституционные реформы. Однако в этом случае «Единство» рискует стать «младшим братом»: у ПРЗ и ЦС и без него набирается большинство в 53 голоса.
В свою очередь, ПРЗ стремилась к широкой коалиции для осуществления амбициозных политических реформ, в том числе изменения процедуры избрания президента – не в парламенте, а путем всенародного голосования. Как сказал «НГ» декан факультета социальных наук Латвийского университета профессор Юрис Розенвалдс, «вполне возможно, что Затлерс уже видит себя первым президентом, избранным именно таким образом».
«То, что ПРЗ поддалась давлению «Единства» и националистов, связано с присутствием внутренней оппозиции в самой партии Затлерса, – объясняет Розенвалдс решение о правящей коалиции. – Ряд депутатов от ПРЗ достаточно открыто выступает с симпатиями в адрес националистов. В первую очередь это связано с настроениями 70% электората – отрицательным отношением к возможности нелатвийского населения участвовать в управлении страной».
Впрочем, последнее слово в схватке за правительство скажет президент Латвии Андрис Берзиньш 17 октября. До этого он не вмешивался в переговоры о формировании кабинета, а лишь дал рекомендации из Нью-Йорка, где участвовал в общеполитической дискуссии на 66-й сессии Генассамблеи ООН. «По словам президента, Латвии нужна максимально широкая коалиция, которой руководил бы опытный премьер-министр, – говорит Розенвалдс. – Берзиньш явно имеет в виду Домбровскиса. А если воспринимать слова президента буквально, то в коалиции должно найтись место для ЦС».
По сведениям Розенвалдса, Ушаков намерен обратиться к президенту с весомыми аргументами: без ЦС правительственная коалиция не будет стабильной. Пресс-секретарь рижского мэра Анна Кононова сказала «НГ», что комментарии на этот счет от Ушакова можно будет получить не раньше среды.
Тем временем в социальных сетях появилось заявление Ушакова о том, что ЦС будет активно работать над тем, чтобы правительство не было сформировано без его участия. Если же в кабинет не войдут представители ЦС, то он не продержится и года. «А мы приложим все усилия, чтобы это правительство долго не продержалось», – обещает лидер ЦС.