Греческая ситуация предстает все более безвыходной. Минувшим воскресным вечером она была главной темой свидания французского президента Николя Саркози с канцлером Германии Ангелой Меркель в Берлине. К американскому давлению на европейцев с требованием безотлагательных антикризисных мер примкнул британский премьер Дэвид Кэмерон. В политических и финансовых кругах стран ЕС множатся слухи о неизбежности крупного списания долгов Греции, равного признанию ее банкротства.
По итогам берлинской встречи франко-германский тандем объявил об очередном «общем пакете» предложений для преодоления долгового кризиса и поддержки европейских банков. О деталях пока умалчивают. По заверению Саркози, это будет «глобальный, добротный, быстрый ответ до конца этого месяца». Причем он должен сводиться не только к выдвижению предложений. «Европа, – говорит президент Франции, – должна решить свои проблемы до саммита G20 в Каннах», собирающегося, как известно, в начале ноября.
Насколько реален столь амбициозный форсаж, неясно. Не очень понятно и то, чем, собственно, займется 17 октября саммит Евросоюза, коль скоро у него еще не будет новых и, как обещано, кардинальных предложений Парижа и Берлина. Да еще когда на первый план выходит рекапитализация европейских банков, рассматриваемая как пожарное средство предотвращения нового неуправляемого финансового и экономического обвала в Европе.
В Берлине прозвучали демонстративные заверения о полнейшем франко-германском единении в вопросе о рекапитализации. Меркель открыто встала на сторону такой акции еще на прошлой неделе, разделив ее на предваряющие этапы: сначала оценка банками собственной способности наращивания капитала на рынке, затем изыскание такой возможности в своей стране; а если оба пути проблемы не решают – обращение к фондам помощи.
Однако с конца прошлой недели курс на рекапитализацию банков ассоциируется в политических и экономических кругах, а также в прессе стран ЕС в первую очередь с прямой подготовкой к банкротству Греции. Вчера Financial Times Deutschland озаглавила свой актуальный комментарий так: «Меркель настаивает на банкротстве Греции». В воскресенье, говорится в нем, «многие берлинские источники подтвердили газете, что федеральное правительство считает банкротство этой страны в дальнейшем неизбежным».
Официально Меркель и Саркози заявляют о приверженности существующим «пакетам» помощи Греции, а также о том, что она остается в составе зоны евро. Только зачем объявляют тогда о еще одном «общем пакете»? Как и их августовские идеи об экономическом правительстве еврозоны, это вряд ли разрядит обстановку. Та же газета пишет: «После многомесячных усилий по спасению становится ясно, что помочь Греции может только великое чудо. Но оно не просматривается, и страна окончательно стоит на пороге банкротства».
В этих условиях предполагается прибегнуть к крупной «стрижке» греческих долгов, ожидать возвращения которых кредиторам, по выкладкам специалистов, бесперспективно. Европейские экономисты считают, что они могут быть сокращены даже до 60%. Вступивший вчера в эту дискуссию экс-канцлер Герхард Шредер считает необходимым «интеллигентное урезание примерно на 50%», чтобы частичное прощение долгов не навредило банковскому сектору и «не породило цепной реакции в других европейских государствах».
Называемые проценты в два, а то и три раза выше той планки списания, которая предусмотрена по линии Европейского финансово-стабилизационного фонда (ЕФСФ), вопрос о ратификации которого на днях стоял в парламентах Мальты и Словакии. По мысли сторонников рекапитализации, насыщение банков свежими деньгами должно стать «подушкой», которая смягчит волны шока на финансовых рынках в связи с радикальной реструктуризацией долгов Греции, или, иными словами, с ее «управляемым», «регулируемым», но по сути банкротством.
Тем временем на европейских лидеров, играющих в ЕС ведущую роль, и в первую очередь Меркель, обрушивается все больше упреков партнеров в недостаточной активности и отсутствии цельной программы оздоровления обстановки в Европе. Вслед за официальным Вашингтоном и главой Всемирного банка Робертом Зелликом вчера в том же, но еще более резком духе выступил британский премьер Дэвид Кэмерон. В интервью лондонской Financial Times он предупредил о грозящем крахе евро: «Времени не остается, положение критическое».
Великобритания членствует в ЕС, но не в еврозоне, куда, однако, идет 40% британского экспорта. По мнению Кэмерона, без решительных контрмер зоне евро в ближайшие недели грозит экономическая катастрофа. Он выдвигает предложения, называя их «меню не по карточке». Это придание ЕФСФ большей «ударной силы»; выработка конкретной и транспарентной стратегии будущего для Греции; большее вмешательство МВФ и, наконец, углубление совместного европейского торгового пространства.
Главная формула Кэмерона сводится к требованию от правительств стран зоны евро четкой стратегии. Премьер вспоминает в связи с этим о базуке – американском гранатомете, имея, очевидно, в виду, что антикризисная стратегия должна быть такой же пробивной и эффективной.