На Генеральной Ассамблее ООН завершилась общеполитическая дискуссия. Перед делегатами 66-й сессии выступили более 100 глав государств и правительств, десятки министров иностранных дел и послов. 27 сентября российский взгляд на ситуацию в мире изложил Сергей Лавров.
Как и ожидалось, центральными темами дискуссии были демократические преобразования на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также пути достижения мира между палестинцами и израильтянами. Председатель 66-й сессии Генассамблеи Насир Абд аль-Азиз ан-Насер назвал общеполитическую дискуссию исторической. Большинство участников, отметил он, воздали должное демократическим переменам, охватившим мир.
Вот и глава российской делегации, министр иностранных дел Сергей Лавров, выступивший под занавес общеполитической дискуссии, отметил, что в этом году сессия открылась в период, когда международные отношения находятся в зоне турбулентности. «В полосу масштабных перемен вступил регион Ближнего Востока и Северной Африки, «лихорадит» ситуацию в ряде других районов мира. Пока не удается надежно вернуть мировую экономику на путь устойчивого поступательного развития. Накопление тревожных факторов сопровождается обострением социальных, межнациональных, межкультурных противоречий, всплесками экстремизма», – констатировал министр.
Обращаясь к мировому сообществу, Лавров заявил, что сегодня никто не может справиться с глобальными проблемами в одиночку. «Подобно тому, как судно, попавшее в неблагополучные погодные условия, нуждается в дружной команде и компасе, позволяющем прокладывать правильный курс, мировому сообществу сегодня особенно необходимо сложение усилий в поиске ответов на общие вызовы, четкие ориентиры в работе по укреплению механизмов глобального управления», – сказал он. И уточнил, что опорной конструкцией многостороннего сотрудничества в интересах всех государств остается ООН.
Российский министр, в частности, приветствовал центральную координирующую роль ООН в борьбе с терроризмом. Кроме того, международное сотрудничество необходимо для удержания под контролем ситуации в мировой экономике и финансах.
Поскольку устойчивое развитие требует надежного снабжения мировой экономики энергоресурсами, Россия предлагает выработать Конвенцию о международной энергетической безопасности. Лавров указал на целесообразность подготовки такого документа с учетом баланса интересов всех участников ООН.
Как и в экономике, в орбиту солидарных действий должны вовлекаться вопросы безопасности и избавления мира от излишних вооружений. Лавров призвал все государства, обладающие военным ядерным потенциалом, присоединиться к российско-американским усилиям по ядерному разоружению. Прогресс на этом направлении неотделим от скоординированного продвижения по всем аспектам укрепления международной безопасности и стратегической стабильности. Что включает, в частности, выработку общеприемлемых подходов к проблеме ПРО.
В связи с этим Лавров вновь заявил, что Москва требует твердых юридических гарантий того, что система ПРО, развертываемая США в Европе, не будет направлена против России и не нарушит соотношение сил в регионе и в мире. По словам министра, вопрос слишком серьезен и декларативных заявлений о стратегическом балансе явно недостаточно. То же самое касается Азиатско-Тихоокеанского региона, где системы защиты от баллистических ракет становятся важным фактором.
Главный российский дипломат изложил свое видение путей урегулирования ситуации на Ближнем Востоке – сосуществование в мире и безопасность израильского и палестинского государств. Поддерживая палестинское обращение в Совет Безопасности о полноправном членстве в ООН, Россия приветствует подтвержденную председателем ПНА Махмудом Аббасом готовность к переговорам с Израилем.
Что касается ситуации в арабском мире, то Россия осуждает насилие в отношении гражданского населения, поддерживает стремление арабских народов к обновлению своих государств, обеспечению их демократического развития и социально-экономического благополучия. Действия же внешних сил должны выстраиваться на твердом фундаменте уважения международного права. «Неприемлемы попытки выходить за рамки мандатов, выданных Советом Безопасности ООН, которые подрывают его авторитет, ведут к умножению страданий простых людей», – указал Лавров.
По его мнению, Совбезу должна принадлежать и ведущая роль в постконфликтном урегулировании в Ливии. На это нацелена резолюция 2009 (2011), принятая 16 сентября и учреждающая Миссию ООН по поддержке в Ливии. Лавров отметил, что пора отменить режим бесполетной зоны, введенный в марте для защиты гражданского населения от атак режима Муаммара Каддафи.
Применительно к ситуации в Сирии Москва считает недопустимым бойкотировать предложения о национальном диалоге, нагнетать конфронтацию и провоцировать насилие, игнорируя реформы, предлагаемые президентом Башаром Асадом. «Важно побудить власти и оппозицию сесть за стол переговоров и договариваться о будущем своей страны», – подчеркнул Лавров.
Накануне он сообщил, что Россия не поддержит проект резолюции по Сирии, предложенный западными странами. Судя по ливийскому опыту, «подходить к Сирии с таким незамысловатым набором санкций и не говорить, что же у тебя в голове в качестве последующей линии действий» Лавров считает безответственным.
Кстати, во многом благодаря твердой позиции России европейские страны, представленные в Совбезе, выдвинули вчера более мягкий проект резолюции по Сирии. В отличие он предыдущих он не предусматривает введения против Дамаска конкретных санкций и эмбарго на поставку вооружений. А требует незамедлительного прекращения насилия и угрожает введением «точечных мер и санкций», если Дамаск будет игнорировать призывы к отказу от насилия и соблюдению прав человека.