Выступая на заседании 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, глава МИД Кубы Бруно Родригес заявил, что его страна намерена нормализовать отношения с США. Палки в колеса, как всегда, может вставить антикубинское лобби в американском Конгрессе.
Гавана использовала трибуну Генассамблеи, чтобы предложить Вашингтону диалог. «Кубинское правительство подтверждает готовность и заинтересованность двигаться к нормализации отношений с США», – сказал Бруно Родригес. Ведь, по его словам, две страны занимают «общую позицию по ряду вопросов», что значительно облегчает взаимопонимание.
Министр считает целесообразным прежде всего «сфокусироваться на гуманитарных вопросах». «Сегодня я вновь предлагаю начать диалог, направленный на решение проблем в двусторонних отношениях, включая гуманитарные вопросы», – сказал Родригес и перечислил области, в которых Куба пожелала наладить сотрудничество с США. Это борьба с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и торговлей живым товаром, а также совместные действия по предотвращению стихийных бедствий и защите окружающей среды.
В русле решения гуманитарных проблем Родригес призвал президента США Барака Обаму освободить пятерых кубинцев, отбывающих наказание за шпионаж. По мнению министра, держать их в тюрьме вот уже 10 лет – бесчеловечно, ибо кубинцы собирали в интересах родины информацию о террористических группах, базирующихся в США. Все они были арестованы в 1998 году во Флориде и обвинены в том, что пытались проникнуть на военные объекты и внедриться в иммигрантские круги. В 2001-м трое из них были приговорены к пожизненному заключению, а двое – к длительным тюремным срокам. На Кубе им присвоено звание героев.
В то же время Родригес ни разу не упомянул имени американца Алана Гросса, которого Гавана обвинила в шпионаже и незаконной установке средств связи на Кубе. Весной его приговорили к 15 годам тюремного заключения за преступления против государства. В то время как сам Гросс утверждает, что он всего лишь пытался помочь одной еврейской общине получить доступ в Интернет.
Между тем «дело Гросса» свело до минимума шансы наладить диалог, которые появились после прихода в Белый дом Обамы. Сейчас, похоже, кубинские власти не исключают возможности освободить Гросса по гуманитарным соображениям, но ждут пропорционального ответа со стороны США.
Затянувшийся на полвека американо-кубинский конфликт породил специфическую политическую культуру. С одной стороны, это была идеология «осажденной крепости», с другой – комплекс неполноценности сверхдержавы, неспособной подчинить своей воле небольшой остров. Передача Фиделем Кастро своих полномочий второму лицу в государстве и младшему брату – Раулю Кастро – внесла некоторые коррективы в контекст этих отношений. Американский Конгресс сначала смягчил ограничения на поездки на Кубу для проживающих в США кубинцев. Потом Обама и вовсе снял ограничения для иммигрантов на посещение родственников и отправку денежных переводов на Кубу.
Но дальше этого дело не пошло. Делегации конгрессменов, несколько раз посещавшие Гавану, в беседе с кубинским руководством заявляли, что для нормализации отношений требуется время. «Есть вещи, которые можно изменить только с помощью подписи президента на соответствующем документе, – сказала в ходе визита на Кубу член Конгресса США демократ Барбара Ли. – Однако есть и такие вопросы, для разрешения которых требуется гораздо больше. Мы признаем, что требуется еще много работы, чтобы изменить ситуацию».
По мнению замдиректора Института Латинской Америки РАН, доктора политических наук Бориса Мартынова, Куба более чем заинтересована в нормализации отношений с США. «Стране пора существенным образом менять экономическую модель, и первые шаги в этом направлении уже делаются, – сказал он «НГ». – Кубе нужны масштабные инвестиции и стабильная торговля с ближайшим соседом».
Однако ощутимый прогресс в американо-кубинском диалоге не наступит до тех пор, пока из Конгресса США не уйдет мощное антикубинское лобби. Именно оно влияло и влияет на проведение непримиримой политики в отношении Кубы, невзирая на подвижки, которые время от времени происходят на острове. Не возымели действия даже признания Фиделя в том, что «кубинская модель больше не работает даже для нас».
За примерами далеко ходить не надо. По словам Мартынова, этническая кубинка Илеана Рос-Лехтинен, возглавляющая комитет палаты представителей по иностранным делам, и слышать ничего не хочет об изменении политики США в отношении Кубы. «Но это лобби весьма близоруко, – считает эксперт. – Жесткость США в «кубинском вопросе» провоцировало ответную жесткость кубинского правительства. Эта жесткость облегчала проведение Гаваной политики «осажденной крепости»: ограничение демократических свобод, затягивание гаек объяснялось враждебностью со стороны США. Все это лило воду на мельницу режима, который теперь готов на открытость, либерализацию политической и экономической жизни. Однако настрой Вашингтона остается прежним. И такая ситуация скорее всего продлится долго».