Столкновения в столице Йемена продолжаются уже больше недели. За это время число погибших превысило 100 человек.
Фото Reuters
Свыше 40 человек погибли за минувшие выходные в столице Йемена Сане. Причем очередной всплеск насилия совпал с возвращением на родину президента Али Абдаллы Салеха, находившегося с июня на лечении в Саудовской Аравии. Йеменский лидер заявил, что вернулся «с голубем мира и ветвью оливы». Однако на практике борьба стала еще более ожесточенной. По сути, настоящее противостояние теперь идет между Салехом и генералом Али Мохзеном аль-Ахмаром.
В субботу сторонники Салеха атаковали мирных демонстрантов, собравшихся на площади Перемен возле университета. В результате обстрела из автоматического оружия и минометов погибли 17 человек. Параллельно в северных районах города шли бои между отрядами племени Хашид, к которому принадлежит президент Салех, и отрядами семьи аль-Ахмар.
Шейх Садык аль-Ахмар заявил, что в столкновениях погибли 18 его людей.
На северо-востоке Саны обстрелу подверглась военная база, на которой размещаются части первой бронетанковой дивизии, во главе с генералом аль-Ахмаром перешедшей на сторону оппозиции. Солдаты именно этой дивизии вступили в бой с верными президенту силами, когда те на минувшей неделе впервые атаковали мирных демонстрантов в центре Саны.
Наблюдатели констатируют, что семимесячный политический кризис, похоже, вступил в новую фазу – прямой вооруженной конфронтации между президентом и оппозицией. При этом мирные демонстранты оказались вытеснены на периферию политической борьбы.
США, соседние страны и оппозиция уже призвали Салеха принять план урегулирования, разработанный при посредничестве Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, и передать власть переходному правительству. Однако, судя по его прежнему поведению, добровольно он этого не сделает, и исход противостояния будет определен с помощью пушек и автоматов. Тем более что в Йемене каждое племя имеет свои вооруженные отряды и поддерживает ту или иную сторону конфликта.
Боевые действия продолжают бушевать и в Ливии. Повстанцам удалось собрать под единым командованием все вооруженные отряды, сражающиеся против сил Муаммара Каддафи, и полностью блокировать родной город свергнутого диктатора – Сирт. Отряды Переходного национального совета встретили ожесточенное сопротивление во время субботнего штурма и начали при поддержке артиллерии и самолетов НАТО осаду города.
Тем временем Европейский союз наращивает давление на Сирию, где, по данным западных СМИ, продолжаются репрессии против оппозиции. Вслед за прекращением импорта сирийской нефти Брюссель запретил европейским компаниям инвестировать средства в топливно-энергетический комплекс САР. Также расширен список чиновников, которым закроют въезд в страны ЕС и заморозят активы, хранящиеся в европейских банках. На этот раз под санкции попали министр юстиции Сирии и министр информации.
Нефтяные санкции, как ожидается, станут серьезным ударом по режиму Башара Асада, поскольку экспорт углеводородов обеспечивает до 50% доходов сирийского бюджета, почти половина которого расходуется на содержание армии и сил безопасности. Речь идет о миллиардных убытках, поскольку, по данным Bloomberg, только в прошлом году Сирия продала нефти европейским странам на 4,3 млрд. долл.
На этом фоне премьер-министр соседней с Сирией Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что жестокость не поможет Асаду сохранить власть и рано или поздно народ свергнет его, как это произошло в Тунисе, Египте и Ливии.