Победители тоже повинны во внесудебных казнях и арестах.
Фото Reuters
Вчера лидеры Франции и Англии Николя Саркози и Дэвид Кэмерон побывали в Ливии. Это первый визит иностранных руководителей в страну после захвата Триполи повстанцами. Париж поспешил назвать поездку исторической, так как она символизирует военный успех и влияние Франции. Но торжество победителей омрачается тем, что силы Каддафи продолжают сопротивляться. К тому же со складов оружия исчезли переносные ракетно-зенитные комплексы (ПЗРК), которые могли попасть к «Аль-Каиде» и другим экстремистским группировкам.
Саркози и Кэмерон должны были встретиться с членами Переходного национального совета Ливии, выступить на пресс-конференции в Триполи, а затем вылететь в город Бенгази, который мятежники ранее использовали как свою неофициальную столицу.
«Это исторический момент для Ливии. Операция по устранению ливийского лидера была военным успехом, дипломатическим успехом, успехом идеи свободы и способствовала укреплению позиций Франции в мире», – заявил министр финансов Франции Франсуа Баруэн.
Но новые руководители Ливии признают, что им так и не удалось установить контроль над всей страной. Как передало агентство AFP, силы повстанцев все еще сражаются с лоялистами Каддафи, засевшими в Сирте, родном городе вождя Джамахирии, что находится на берегу Средиземного моря. Бои идут и вокруг оазисов в Сахаре, на юге Ливии.
Картину успехов борцов против тирании портят и сообщения о том, что мятежники тоже повинны во внесудебных убийствах и в незаконных арестах. Дело дошло до того, что Евросоюз был вынужден осудить нападения на выходцев из стран, расположенных к югу от Сахары, и чернокожих ливийцев, которых мятежники считают приверженцами полковника.
Еще одним поводом для тревоги не только для Парижа и Лондона, но и всего мирового сообщества стало известие о том, что с военных складов исчезли переносные зенитно-ракетные комплексы. Возможно, имеются в виду ПЗРК «Игла» российского производства. Газета Daily Telegraph передала, что пропало более 15 тыс. единиц.
Сейчас под руководством американских инструкторов идет поиск ракет. Джефри Фелтман, помощник госсекретаря США, признал: «Это потенциальный риск не только для Ливии, но для всего региона». Есть опасность того, что это оружие попадет к «Аль-Каиде» или другим террористическим организациям и будет использоваться против гражданских самолетов.
«Каддафи приказал спрятать эти ракеты в частных домах. Нам очень трудно искать их, потому что многие местные жители – каддафисты», – сказал репортерам повстанческий командир Мухтар аль-Акдар.
В Лондоне офис английского премьер-министра объявил, что Британия размораживает активы Ливии, оцениваемые примерно в 950 млн. долл. Одновременно британская миссия в ООН передала на рассмотрение Совета Безопасности проект резолюции, который ослабит санкции против Ливии и позволит ООН создать в стране представительство международной организации. Оно будет помогать временным властям восстанавливать безопасность и готовить выборы. Проект предусматривает также, что будут разморожены активы двух главных ливийских нефтяных компаний – Libyan National Oil Corporation и Zueitina Oil Company и активы Центрального банка.
Санкции были наложены на Ливию шесть месяцев назад, когда Каддафи бросил армию и силы безопасности на подавление повстанцев.