Госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД Румынии Теодор Баконски вчера должны были подписать межправительственное соглашение о размещении в Румынии элементов ПРО. По мнению эксперта «НГ», этот шаг не нанесет ущерба стратегическому потенциалу России. Вместе с тем проект независимой европейской ПРО существенно сужает возможности сотрудничества России и НАТО в области обмена данными от радиолокационных станций (РЛС).
Изначально планировалось, что документ подпишут президент США Барак Обама и президент Румынии Траян Бэсеску, но позднее было решено перейти на уровень министров. «Это юридически обязывающее соглашение позволит разместить и запустить в Румынии наземную систему перехвата SM-3», – говорится в сообщении Госдепартамента США.
Как стало известно в этом месяце, радар раннего предупреждения об угрозе ракетного нападения будет размещен в Турции. РЛС дислоцируют в провинции Малатья на юго-востоке страны – об этом якобы достигнута принципиальная договоренность между Анкарой, Вашингтоном и Брюсселем, где находится штаб-квартира НАТО, сообщила во вторник газета «Хюрриет».
В интервью «НГ» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев прокомментировал «румынский» аспект системы противоракетной обороны. По его словам, в настоящее время в эксплуатации находится только морская компонента европейской ПРО на основе системы управления ракетным оружием Aegis, развернутая в рамках первого этапа. На втором этапе в Румынии будет размещен наземный вариант системы Aegis, которого пока нет в эксплуатации, – он находится в заключительной стадии разработки. Элементы противоракетной обороны, которые планируется разместить в Румынии, не предназначены для перехвата боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), подчеркнул эксперт.
Ракеты-перехватчики SM-3, которые планируется разместить в Румынии, также не могут быть использованы против боеголовок МБР. «Получается, что база в Румынии России никак не угрожает, если не считать воздушную компоненту стратегических ядерных сил, а рассматривать только МБР и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), – считает Евсеев. – По большому счету, можно сказать, что в России нет таких ракет, против которых можно было бы применить нынешнюю модификацию SM-3, предназначенную для Румынии».
Собеседник «НГ» отметил, что при Джордже Буше-младшем не предполагалось перехватывать ракеты средней дальности. Речь шла о создании американской ПРО против боеголовок, летящих через Польшу в США. Цель защиты Европы не ставилась, напротив, ей навязывалась система, по сути, не нужная и даже противоречащая ее интересам. А сейчас планируется именно защита Европы, о чем говорят возможности развертываемой системы. Проект стал натовским и в большей степени европейским, потому что защиту США он не обеспечивает. Это очень серьезное изменение конфигурации системы.
Что касается размещения радара в Турции, то оно существенно ограничивает необходимость сотрудничества НАТО и России в области обмена данными от радиолокационных станций. «Речь идет в большей степени о дублировании друг друга, – сказал Евсеев. – У США уже имеется РЛС в Израиле. С этой станции вся территория Ирана не просматривается. Аналогичный радар хотят поставить в Турцию, но и тогда вся территория Ирана просматриваться не будет. Однако база иранских ракет «Шихаб-3» попадет в зону охвата. Если исходить из этого, некоторая необходимость сотрудничества сохраняется. Но его сфера значительно сужается», – отметил эксперт.