Бойцы повстанческих формирований осваивают технику, захваченную в боях войсками Каддафи.
Фото Reuters
Ливия возобновила нефтедобычу, объявил глава исполнительного комитета Переходного национального совета (ПНС), де-факто премьер-министр страны Махмуд Джибриль. По его словам, в ближайшее время также будет восстановлена добыча нефти и газа в западных районах страны. Однако параллельно из Ливии поступают тревожные сообщения об усиливающихся разногласиях между различными оппозиционными группировками, которые в отдельных случаях даже привели к уходу с фронта целых повстанческих отрядов.
Возобновление нефтедобычи имеет приоритетное значение для новых властей Ливии, которые пока живут за счет частично размороженных активов правительства Каддафи и иностранной помощи. До гражданской войны Ливия добывала свыше 1 млн. баррелей в день, а из-за боевых действий этот показатель снизился в 10 раз.
Пока же чем ближе к победе, тем очевиднее разногласия в стане новой власти. У базирующегося в Бенгази на востоке страны ПНС появился влиятельный соперник – недавно созданный Военный совет Триполи, который, судя по всему, представляет интересы западного крыла оппозиции. Члены Военного совета Триполи заявили, что не намерены признавать власть Джибриля. Уже имели место конфликты и потасовки между бойцами различных отрядов, осаждающих Бани-Валид. Некоторые из них даже покинули свои позиции.
Со своей стороны, Джибриль призвал все силы, сражающиеся против Каддафи, встать под знамена ПНС. Он сообщил, что сейчас ведутся переговоры с отрядами, которые пока действуют самостоятельно и не подчиняются ПНС. Цель этих усилий – сделать ПНС единственной законной властью в Ливии.
Джибриль рассказал, что для преодоления кризиса сейчас ведутся переговоры о формировании переходного правительства, в которое войдут представители всех частей страны, включая неподконтрольные ПНС центральные районы. Новый орган власти должен быть создан в течение ближайших 10 дней.
Напомним, что Ливия состоит из трех частей: западной – Триполитании, с центром в Триполи, восточной – Киренаики, с центром в Бенгази, и южной – Феззана. Они достаточно слабо связаны друг с другом, имеют разные властные традиции и на заре создания государства проявляли склонность к самоуправлению. Элиты Востока и Запада всегда соперничали друг с другом, и после революции это соперничество вполне может вспыхнуть с новой силой.
Впрочем, вражда вряд ли примет угрожающие масштабы, пока не закончится война с Каддафи. В минувшие дни повстанцы сосредоточили усилия на родном городе Каддафи, Сирте, и уже заняли районы к югу от него. Однако пока вожди племен, контролирующих город, отказываются сдать его.
Ожесточенные бои в воскресенье шли в окрестностях Бани-Валида, где предположительно укрываются двое сыновей Каддафи – Сейфульислам и Мутассим. Силы ПНС также предпринимали попытки окружить Себху – оплот сторонников Каддафи на юге страны.
Между тем продолжается бегство из Ливии родственников Каддафи и его приближенных. В воскресенье в Нигер прибыл третий сын опального лидера – Саади. Он заявил, что не видел отца и брата Сейфульислама уже два месяца.
За последнее время по меньшей мере три конвоя прибыли в Нигер из Ливии. Они доставили в эту африканскую страну функционеров бывшего ливийского режима и членов их семей, однако информация о том, что сам Каддафи тоже бежал на юг, не подтвердилась.