МВФ и Интерпол признали Переходный национальный совет (ПНС) Ливии. Пока его бойцы воюют со сторонниками свергнутого полковника, в Бенгази зреет недовольство новым руководством страны.
Глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль в субботу впервые прибыл в Триполи, после того как повстанцы завоевали столицу. До cих пор новые ливийские власти, легитимность которых признали почти 80 стран, включая Россию, руководили страной из города Бенгази. Чем давали повод для спекуляций относительно их контроля над другими частями Ливии.
В аэропорту главу ПНС приветствовали сотни его сторонников с флагами и транспарантами. Историческим назвал этот день зам. мэра Триполи Усама эль-Абед: «Несомненно, это исторический момент, радостный момент для всей страны, не только для жителей Триполи. Все очень счастливы. И я думаю, что буквально сейчас открылась новая глава в истории Триполи, ведь Абдель Джалиль наконец прибыл в столицу».
По словам пресс-секретаря ПНС Джаляля Галляля, перебраться в Триполи раньше Джалилю мешали соображения безопасности. «Он встретится со своей руководящей командой и с полным составом ПНС, чтобы начать новый этап строительства новой Ливии», – заявил чиновник.
Приезд Джалиля в Триполи призван продемонстрировать полноту контроля повстанцев над Ливией. Однако силы, лояльные свергнутому Муаммару Каддафи, продолжают удерживать несколько анклавов – Бани-Валид, Джуфру, Сабху и Сирт. В субботу истек срок ультиматума, выдвинутого новыми властями для капитуляции этих очагов сопротивления. И тогда же стало ясно, что взять оплоты каддафистов без кровопролития не получится. Накануне при поддержке авиации НАТО отрядам повстанцев удалось прорваться почти к центру Бани-Валида. Однако они были отброшены назад.
Вчера силы ПНС сообщили, что им противостоят войска, вооруженные системами залпового огня «Град». Тем не менее они продвигаются вперед, заняв въезд в Бани-Валид и примыкающий к нему жилой район. Продолжаются бои и у родного города Каддафи Сирта. По данным арабских телеканалов, накануне там погибли 12 повстанцев.
В общем, точку в войне ставить рано. Именно с таким заявлением выступил глава исполнительного комитета ПНС Махмуд Джибриль. И призвал стороны, которые ранее объединились против Каддафи, воздержаться от политических баталий, пока их общий враг не разгромлен до конца. «Правила политической игры не установлены. Мы не достигли согласия по схеме дальнейшего развития Ливии и ее Конституции. А против Переходного национального совета уже выступила пятая колонна», – сокрушался Джибриль. Он пригрозил своей отставкой, если в рядах противников Каддафи не наступит единство.
В субботу в Бенгази прошел первый митинг протеста против новых властей, в котором приняли участие сотни человек. Представители различных политических течений, возрождающихся в Ливии после длительного запрета на деятельность партий, заявили, что ПНС не выражает чаяний народа. По словам ораторов, «некоторые представители исполкома ПНС – кровопийцы и воры, которые любят красоваться на экранах телевизоров». Вне критики остался разве что лидер ПНС Джалиль – даже несмотря на то, что он был министром в правительстве Каддафи.
Митингующие потребовали пересмотра состава ПНС в меморандуме, подписанном 56 политическими организациями. В нем подчеркнуто, что ПНС раздирают глубокие противоречия и он не годится в качестве руководящего органа для Ливии. По плану, выработанному ПНС, он должен уйти с политической сцены, уступив место последовательно двум временным правительствам на переходный период в полтора года. Авторы меморандума возражают: вплоть до выборов в стране должно быть только одно временное правительство.
Тем временем Интерпол выдал ордер на арест скрывающегося от повстанцев Каддафи по запросу Международного уголовного суда. Также выданы ордера на арест сына Каддафи Саифа аль-Ислама и бывшего главы военной разведки Абдуллы Сенусси. Все трое обвиняются в совершении преступлений против человечности, в том числе в убийствах и репрессиях в ходе подавления массовых акций протеста в Ливии.
Предписание адресовано 188 странам – членам Интерпола. В нем Каддафи квалифицируется как преступник, который должен быть арестован и привлечен к ответственности. Так называемое красное уведомление позволяет ограничить возможности преступной «троицы» по пересечению международных границ. Интерпол надеется, что оно станет «важным инструментом, который поможет определить их местонахождение и задержать».
Сам Каддафи пока неуловим, хотя за ним охотятся сразу несколько спецотрядов. В частности, ПНС учредил специальное боевое подразделение, которому поставлена задача поймать свергнутого лидера. Наибольшую помощь ему оказывает Франция, чьи специалисты пытаются отследить подозрительные телефонные звонки и установить их происхождение.
Найти полковника обещал и Пентагон. «Мы бы все хотели знать ответ на вопрос, где сейчас скрывается Каддафи. Думаю, что он предпринял много шагов, чтобы быть уверенным в том, что, в случае если ему придется когда-либо покинуть страну, он сможет это сделать. Однако, где конкретно, когда и как это произойдет – мы не знаем. Но мы разыщем его», – уверен новый глава Пентагона Леон Панетта.
Возможно, сафари на Каддафи придется вести на Западе Африки. Власти Гвинеи-Бисау заявили о готовности приютить у себя экс-диктатора. По словам премьер-министра Гвинеи-Бисау Карлуша Гомеша Жуниора, его страна «примет Каддафи с распростертыми объятиями, если тот того пожелает, и обеспечит его безопасность». Как известно, эту страну связывали с режимом Каддафи тесные экономические отношения: Триполи инвестировал средства в ее гостиничный бизнес и сельское хозяйство.
В пресс-релизе Интерпола говорится, что, выдав ордер на арест Каддафи, он совершил первый шаг на пути к признанию ПНС. В тот же день официальным правительством Ливии ПНС признал и Международный валютный фонд. О чем сообщила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард на встрече министров финансов и глав Центробанков стран G-7 и России в Марселе. Это решение открывает для ПНС возможность получения в дальнейшем финансовой помощи от МВФ.