Американские солдаты уходят из Ирака.
Фото Reuters
Специальная комиссия, работу которой санкционировал Конгресс США, в своем докладе критикует Пентагон за неэффективный контроль над деятельностью частных подрядчиков в Ираке и Афганистане. Как указано в документе, опубликованном в среду, потери американского военного ведомства за последние десять лет составили от 31 до 60 млрд. долл. Законодательное утверждение рекомендаций, предложенных специалистами, может спровоцировать новые ожесточенные споры республиканцев и демократов.
Комиссию по ревизии военных контрактов, созданную в 2008 году и завершающую свою работу в сентябре, в печати сравнивают с комитетом Гарри Трумэна, проверявшим военные расходы США во Второй мировой войне. Вот только проблемы неэффективного финансирования с тех пор существенно изменились: главным сигналом для беспокойства комиссия считает небывалую зависимость американских ведомств от подрядчиков.
Уже более 20 лет они активно участвуют в деятельности военных контингентов, обеспечивая безопасность, транспортируя грузы, производя и поставляя войскам продовольствие. Количество сотрудников частных фирм в Ираке и Афганистане в определенные периоды превышало численность военного и гражданского персонала США. В 2010 году оно составило 260 тыс. человек. Вместе с тем эффективного механизма контроля за реализацией многомиллиардных контрактов до сих пор не выработано.
С 2002 года подрядчики в Афганистане и Ираке неэффективно потратили 10–20% выделенной им по контрактам и грантам суммы, которая к 30 сентября достигнет 206 млрд. долл. Еще 5–9% присвоили мошенники. В общей сложности потеряно от 31 до 60 млрд. долл., что является эквивалентом 12 млн. долл. в день. Иными словами, пропал каждый шестой доллар, полученный из Вашингтона.
Отсутствие окончательной цифры связано с тем, что точными данными об изъянах в контроле со стороны афганских и иракских властей комиссия не располагает. Однако для многих экспертов очевидно, что Кабул и Багдад не смогли должным образом проследить за освоением многомиллиардной суммы. Как пояснил один из членов комиссии, истина ближе к большему показателю, чем к меньшему.
Одним из центральных факторов растрат, помимо коррупции и откатов, явились проблемы, связанные с наймом подрядчиков на конкурсной основе и расторжением контрактов. Так, по данным некоммерческого Центра общественной интеграции, сумма контрактов, заключенных без проведения конкурса, с 2001 по 2010 год возросла почти втрое – с 50 до 140 млрд. долл. Кроме того, как правило, фирмы, уличенные в мошенничестве, коррупции, халатности или неэффективности, продолжают работать на американские деньги.
«Значительный процент» астрономической суммы осел в карманах полевых командиров и военизированных группировок. Для афганских боевиков финансовый поток из Вашингтона на строительство объектов и транспортировку грузов стал вторым после торговли наркотиками источником доходов. Точная цифра не называется, однако ранее в этом месяце агентство AP сообщило, что в Афганистане с начала войны «Талибану», криминалу и другим «силам влияния» перепало 360 млн. долл. из кармана американских налогоплательщиков.
Комиссия предложила 15 рекомендаций, позволяющих расширить полномочия чиновников, которые работают с подрядчиками. «Мы должны серьезно относиться к заключению военных контрактов, – призвал член комиссии Роберт Хэнк. – Это предмет национальной безопасности величайшей важности, и он требует реформы».
Теперь рекомендации должны обрести законодательную базу, в первую очередь в рамках оборонного бюджета. Для этого их обсудят в комитете, куда входят представители обеих палат, который должен до конца ноября прийти к соглашению по вопросу дальнейшей борьбы с бюджетным дефицитом. Ожидается, что между республиканцами и демократами вновь разгорятся ожесточенные споры, подобные тем, что недавно потрясли финансовый мир. Между тем Пентагон в ближайшие десять лет должен сократить расходы на 350 млрд. долл., а в случае отсутствия компромисса по итогам работы комитета – еще на 600 млрд. долл.