В Бенгази доставили новенькие ливийские динары, напечатанные в Англии.
Фото Reuters
Отныне Москва считает Переходный национальный совет (ПНС) Ливии законной властью. Но смена руководства в этой арабской стране грозит России многомиллиардным экономическим ущербом.
Россия стала 73-й среди стран – членов ООН страной, признавшей новые власти в Ливии. «Российская Федерация признает Переходный национальный совет Ливии в качестве действующей власти и отмечает провозглашенную им программу реформ, которая предусматривает разработку новой Конституции, проведение всеобщих выборов и формирование правительства», – говорится в распространенном в четверг заявлении МИД РФ.
Процесс международного признания новых властей Ливии начался 10 марта, и пионером в нем выступила Франция. Неудивительно, что именно в Париже вчера состоялась конференция «друзей Ливии», на которой обсуждалось будущее страны. В обсуждении того, какими будут основы политического устройства новой Ливии и пути ее восстановления после войны, принял участие спецпредставитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов. Накануне отлета в Париж он сообщил «НГ», что, по его сведениям, ПНС изучает заключенные режимом Муаммара Каддафи контракты, в том числе с Россией, на предмет их прозрачности (см. «НГ» от 01.09.11).
МИД тоже особо отметил, что ожидает от новых властей Ливии выполнения заключенных при Каддафи договоров. «Исходим из того, что заключенные ранее Российской Федерацией и Ливией договоры и другие взаимные обязательства сторон продолжают действовать в отношениях между двумя государствами и будут добросовестно выполняться», – говорится в заявлении.
Как известно, под угрозой находятся миллиардные российские вложения в Ливии, если новые власти Триполи припомнят России дружбу с поверженным лидером. Вплоть до последнего времени Москва вела диалог как с представителями повстанцев, так и с эмиссарами Каддафи, не торопясь официально признавать, что власть в этой арабской стране уже сменилась. Президент Дмитрий Медведев назвал такую позицию «аккуратной».
Ливийские повстанцы пообещали соблюдать все ранее подписанные контракты. «Вопрос об аннулировании каких-либо контрактов не стоит», – говорил представитель ПНС Ахмед Джехани, отвечающий за восстановление инфраструктуры. А вот представитель ливийской нефтяной компании AGOCO Абдельджалил Маюф дал понять, что у таких партнеров, как «Газпромнефть» и «Татнефть», работавших в Ливии, могут возникнуть проблемы. Так, «Газпромнефть» планировала разрабатывать месторождение Elephant и должна была приобрести половину доли итальянской ENI в этом проекте за 163 млн. долл. В итоге она получала бы третью часть в консорциуме, участвующем в разработке месторождения с запасами в 110 млн. т нефти.
Как заявил на днях Маюф, «у нас есть некоторые политические вопросы к России, Китаю и Бразилии». Из этого следует, что западным странам, помогавшим повстанцам, можно смело рассчитывать на расширение экономического присутствия в Ливии. А у России в контрактах вполне могут найти «коррупционную составляющую» или другие поводы для расторжения.
Ко всему этому Москва наверняка лишится рынка вооружений, ибо оружие в Ливию будут поставлять преимущественно государства – члены НАТО. Как сказал «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «ливийский рынок вооружений потерян для России безвозвратно». Эксперт предрекает «обвальное сокращение экспорта российского оружия и военной техники на Ближний Восток, если будут введены соответствующие санкции Совбеза ООН против Сирии».
По данным «Рособоронэкспорта», наша страна потеряла контракты на 4 млрд. долл. в результате санкций СБ ООН, запретивших поставлять какие-либо вооружения и товары военного назначения режиму Каддафи. Этот режим, по всей видимости, доживает последние дни. В руках сторонников Каддафи остается всего три города – Бани-Валид, Сабха и Сирт.
Да и в семье изгнанного диктатора, похоже, нет согласия. Сын Каддафи Саиф аль-Ислам призвал ливийцев оказывать сопротивление повстанцам и силам НАТО. В заявлении, переданном по сирийскому телеканалу Arrai, Саиф сказал, что его отец чувствует себя хорошо и победа близка. Он предостерег повстанческие формирования от штурма Сирта, где «около 20 тысяч молодых бойцов готовы отразить нападение агрессора».
По информации же телекомпании «Аль-Арабия», другой сын Каддафи – Саади – с согласия родителя вступил в контакт с повстанцами, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Он якобы выразил готовность перейти на сторону ПНС, если ему гарантируют личную безопасность, и командир повстанцев в Триполи принял это предложение. Однако по сведениям CNN, Саади опроверг информацию о своей готовности сдаться.
Между тем самолет британских ВВС в ночь на четверг доставил из Лондона в Бенгази первую партию денег, напечатанных в свое время по заказу Каддафи, но затем арестованных в соответствии с санкциями ООН. 280 млн. ливийских динаров, или 146 млн. евро, пойдут на выплату зарплат госслужащим.