В международных водах недалеко от Вьетнама китайский военный корабль попытался остановить индийское десантное судно. Этот инцидент встревожил Дели. Индия опасается китайской военно-морской экспансии в Индийском океане. Беспокойство вызывает и укрепление китайской армейской группировки в Тибете, близ линии прекращения огня в Гималаях. Но, как говорят эксперты «НГ», несмотря на серьезные территориальные разногласия, ни Дели, ни Пекин не желают обострять спор и портить имидж развивающихся стран, которые стали ответственными членами мирового сообщества.
В Южно-Китайском море, на расстоянии 44 морских миль от побережья Вьетнама, китайский военный корабль потребовал, чтобы индийское десантное судно Airavat идентифицировало себя и объяснило, что оно делает в китайских водах. Airavat только что нанес визит в порт Вьетнама. Инцидент произошел на расстоянии 44 морских мили от побережья Вьетнама 22 июля. То есть индийский корабль находился в пределах вьетнамской экономической зоны.
В ряде стран Азии желание ВМС Китая подкрепить территориальные притязания Пекина путем демонстрации силы вызвало острую реакцию. По существу, КНР утверждает, ссылаясь на раскопки археологов и исторические хроники, что ему принадлежит контроль над всем Южно-Китайским морем. По этому поводу индийский чиновник, пожелавший остаться анонимным, заявил: «Военно-морской флот любой страны обладает полной свободой проходить через эти воды в открытом море. Провозглашать свое владение ими или ставить под вопрос право прохода судов любой другой страны – это неприемлемо».
Индийцы с особой тревогой наблюдают за тем, как усиливаются китайские ВМС, обретая возможность проецировать силу Поднебесной и в Индийском океане. КНР строит портовые сооружения в Пакистане, Шри-Ланке и Мьянме. Остается неурегулированной и проблема границы в Гималаях. После войны 1962 года там действует не пограничная линия, а линия прекращения огня. В индийской прессе часто публикуются сообщения о том, что Китай усиливает свою армейскую группировку в Тибете и размещает там ракеты.
Впрочем, индийский средний класс волнует сейчас не столько гипотетическая военная угроза, сколько то, что Китай по экономической мощи далеко обошел Индию. Как отмечает New York Times, сопоставление показателей экономического развития Китая и Индии стало почти наваждением для индийцев. Казалось бы, сравнение неуместно. Китай стал второй экономикой мира, а Индия – на девятом месте. Рагхав Бал, один из капитанов индийской медиаиндустрии, пишет, что индийской черепахе не обогнать китайского зайца.
И тем не менее не только респектабельный английский еженедельник Economist, но и министр внутренних дел Индии Паланиаппан Читамбарам утверждают, что такое возможно. Исторический прецедент на сей счет имеется. До того как архитектор реформ Дэн Сяопин начал 30 лет назад переводить экономику Китая на рельсы рынка, экономические показатели Индии в пересчете на душу населения были выше китайских. А ныне преимущество Индии состоит в том, что в Китае возрастает число людей пенсионного возраста, а в Индии население более молодое.
В интервью «НГ» профессор университета Дели Т.К.А. Анант говорил: «Возможно, мы и правда будем обгонять Китай. Причина тому очень проста. Китайская экономика стала очень большой. В результате Китаю будет трудно поддерживать темпы, которыми он развивался раньше. А у Индии база экономики сравнительно невелика. Поэтому для нее будет относительно легко показать более высокие цифры. Так что мы будем иметь временной промежуток, когда Индия обгонит Китай по темпам роста. Но это может случиться не раньше чем через 5–10 лет. Для такого рывка мы должны будем улучшить нашу инфраструктуру».
Другой эксперт, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян, касаясь перспективы развития отношений между двумя державами, напомнила, что у «индийцев сохраняется китайский синдром: воспоминание о проигранной в 1962 году войне. Ведь прошло чуть более 40 лет с тех пор. Память о пережитом никуда не исчезла. Существуют подозрения насчет стратегических планов китайского руководства».
Налицо и элемент экономического соперничества. Тем не менее до возобновления вооруженных столкновений дело не дойдет. Ведь Китай и Индия прилагают огромные усилия для того, чтобы создать себе имидж миролюбивых держав, ответственных членов международного сообщества наций, заключила Шаумян.